По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление администрации Афанасьевского муниципального округа Кировской области от 01.02.2023 N 41 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Афанасьевского муниципального округа по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"
АДМИНИСТРАЦИЯ АФАНАСЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2023 г. в„– 41
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ АФАНАСЬЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1999 в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", с целью повышения уровня защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения в отношении детей, активизации работы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, создания условий для обеспечения реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории Афанасьевского муниципального округа администрация Афанасьевского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Афанасьевского муниципального округа по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, согласно приложению.
2. Утвердить примерную форму расписки об уведомлении несовершеннолетнего (семьи) об организации в отношении него (нее) индивидуальной профилактической работы согласно приложению в„– 1.
3. Утвердить примерную форму социального паспорта на несовершеннолетнего (семью), находящегося (находящуюся) в социально опасном положении, согласно приложению в„– 2.
4. Утвердить образец оформления плана индивидуальной профилактической работы согласно приложению в„– 3.
5. Утвердить примерную форму акта обследования жилищно-бытовых условий согласно приложению в„– 4.
6. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Афанасьевского муниципального округа осуществлять координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с утвержденным Порядком.
7. Рекомендовать Управлению образования, Управлению культуры, отделу по спорту и молодежной политике, КОГАУСО "Межрайонный КЦСОН в Омутнинском районе", ОП "Афанасьевское" МО МВД России "Омутнинский", КОГКУ "Центр занятости населения Афанасьевского района", КОГБУЗ "Афанасьевская ЦРБ", начальникам территориальных управлений, руководителям образовательных учреждений Афанасьевского муниципального округа:
7.1. Обеспечить организацию профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
7.2. Обеспечить участие в разработке планов индивидуальной профилактической работы в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
8. Признать утратившим силу постановление администрации Афанасьевского района Кировской области от 22.01.2021 в„– 43 "Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Афанасьевского района по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении".
9. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального округа по социальным вопросам.
10. Настоящее постановление вступает в силу в соответствии с действующим законодательством.
Глава
Афанасьевского муниципального округа
Кировской области
Е.М.БЕЛЕВА
Приложение
Утвержден
постановлением
администрации
Афанасьевского муниципального округа
Кировской области
от 1 февраля 2023 г. в„– 41
ПОРЯДОК
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ АФАНАСЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ
В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1. Общие положения.
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 в„– 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1999 в„– 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон в„– 120-ФЗ), Законом Кировской области от 25.11.2010 в„– 578-ЗО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Кировской области" (далее - Закон Кировской области в„– 578-ЗО), Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 в„– 995, методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы (письмо Минобразования Российской Федерации от 01.12.2015 в„– ВК-2969/07), с учетом полномочий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных органов и организаций, осуществляющих меры по профилактике (далее - система профилактики), предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Кировской области.
1.2. Порядок определяет общие условия организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, действующих на территории муниципального образования, при организации и проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
1.3. Индивидуальная профилактическая работа согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 в„– 120-ФЗ понимается как деятельность субъектов системы профилактики, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на их социально-педагогическую реабилитацию, предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений и иных антиобщественных действий.
1.4. Индивидуальная профилактическая работа может проводиться не только с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями, но и иными лицами, проживающими совместно с несовершеннолетними согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1999 в„– 120-ФЗ.
1.5. На муниципальном уровне координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации и проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Афанасьевского муниципального округа (далее - Комиссия).
1.6. Деятельность органов и учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими принципами:
принцип межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между органами и учреждениями системы профилактики посредством координации их деятельности комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
принцип распределения сфер ответственности - предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственных компетенций, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей;
принцип индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
принцип законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Кировской области в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;
принцип комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении;
принцип максимального учета интересов несовершеннолетнего;
принцип конфиденциальности - предусматривает обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
2. Цели и задачи.
2.1. Целью межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики является обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих действиями или бездействием родителей (законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующих их нормальному воспитанию или развитию.
2.2. Задачами межведомственного взаимодействия являются:
своевременное выявление несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении;
разработка, согласование, утверждение и контроль реализации плана индивидуальной профилактической работы;
осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего;
устранение причин и условий, способствующих беспризорности и безнадзорности, противоправному и антиобщественному поведению несовершеннолетних, а также причин и условий, способствовавших возникновению социально опасного положения несовершеннолетних и семей.
3. Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования.
3.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Афанасьевского муниципального округа.
3.2. Управление образования и подведомственные ему образовательные организации.
3.3. Орган опеки и попечительства.
3.4. Отдел по спорту и молодежной политике администрации Афанасьевского муниципального округа.
3.5. Управление культуры и подведомственные ему учреждения культуры.
3.6. Афанасьевский отдел социального обслуживания населения КОГАУСО "Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения в Омутнинском районе".
3.7. КОГБУЗ "Афанасьевская центральная районная больница" и подведомственные ей медицинские учреждения.
3.8. КОГКУ "Центр занятости населения Афанасьевского района".
3.9. ОП "Афанасьевское" МО МВД России "Омутнинский".
3.10. Филиал по Афанасьевскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Кировской области.
3.11. Общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальных управлений администрации Афанасьевского муниципального округа.
4. Источники и способы получения информации.
Источниками информации о наличии факторов социально опасного положения являются:
специалисты субъектов системы профилактики в ходе выполнения основных служебных обязанностей (в соответствии с нормативными правовыми актами и должностными инструкциями);
профилактические рейды, проводимые субъектами системы профилактики в местах массового пребывания несовершеннолетних и молодежи;
обращение несовершеннолетнего;
обращение родителей (законных представителей, родственников) несовершеннолетнего;
сообщения от граждан, государственных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием "телефонов доверия", "горячих линий" и т.п.;
информация из средств массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет".
5. Основания признания несовершеннолетних и (или) семей находящимися в социально опасном положении.
Основаниями признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении являются следующие:
1. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
2. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
С учетом положений статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию.
3. Совершение несовершеннолетним административного правонарушения или преступления, понятия которых даны в соответствующем законодательстве.
4. Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия, общественно опасного деяния (совершение преступления до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности), административного правонарушения до достижения возраста привлечения к административной ответственности.
Антиобщественными в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 в„– 120-ФЗ признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Основаниями признания семьи находящейся в социально опасном положении являются:
1. Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.
2. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию.
3. Совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение.
4. Совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего преступления и (или) правонарушения в отношении ребенка.
Все вышеприведенные основания как для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, так и для признания семьи находящейся в социально опасном положении подлежат выяснению и подтверждаются документально.
6. Порядок признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении.
6.1. В целях обеспечения организации с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, скоординированной, комплексной индивидуальной профилактической работы, а также в целях унификации процесса обработки информации о данных категориях несовершеннолетних и семей решения о признании их находящимися в социально опасном положении принимаются Комиссией.
Основаниями для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении могут служить:
а) сообщения, поступившие от физических и юридических лиц;
б) сообщения, поступившие от органов или учреждений системы профилактики, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
в) непосредственное установление комиссией обстоятельств, являющихся основаниями для признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении;
г) материалы, содержащие данные, подтверждающие основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении.
В соответствии с пунктом 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 в„– 995, решение о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы принимается комиссией в форме постановления, в котором указываются:
а) наименование комиссии;
б) дата;
в) время и место проведения заседания;
г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
ж) содержание рассматриваемого вопроса;
з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным.
Постановление Комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении и организации индивидуальной профилактической работы с указанными категориями также должно содержать поручения в адрес органов и учреждений системы профилактики.
Согласно пунктам 21 и 22 Примерного положения постановления комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики, которые обязаны сообщить комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
6.2. Одновременно с принятием решения о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, Комиссия принимает решение об определении органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственного за составление плана индивидуальной профилактической работы с семьей и (или) несовершеннолетним, находящимися в социально опасном положении.
Органом, ответственным за составление плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, определяются:
1) в отношении несовершеннолетнего, посещающего дошкольную образовательную организацию или обучающегося в образовательной организации, и его семьи - образовательная организация, которую посещает несовершеннолетний (применяется и в случаях 3, 4),
2) в отношении несовершеннолетнего, относящегося к категории "не учится, не работает", семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста, не посещающего дошкольную образовательную организацию, - организация социального обслуживания населения,
3) в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа - орган опеки и попечительства,
4) в отношении родителей, ограниченных в родительских правах, - Комиссия.
Органы и учреждения системы профилактики принимают участие в проведении индивидуальной профилактической работы и ответственны за исполнение плана работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, в пределах своей компетенции.
Органы и учреждения, назначенные ответственными за составление плана индивидуальной профилактической работы, несут ответственность за своевременное составление комплексного плана профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей и направление его на утверждение в Комиссию.
6.3. Постановление Комиссии об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, в течение 3 (трех) дней со дня принятия направляется в органы и учреждения системы профилактики для детального межведомственного анализа причин неблагополучия.
6.4. Орган или учреждение системы профилактики, определенные согласно пункту 6.2 Порядка, в течение 7 рабочих дней со дня получения постановления Комиссии об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями:
осуществляет сбор информации о несовершеннолетнем, его родителях, иных законных представителях и лицах, совместно с ними проживающих;
изучает социально-бытовые и материальные условия несовершеннолетнего и семьи, социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи и составляет социальный паспорт;
проводит анализ возможностей родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего по защите его прав и законных интересов, отражает это в выводах социального паспорта;
совместно с иными органами или учреждениями системы профилактики (по возможности с участием родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего) разрабатывает проект межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей и направляет его в Комиссию в течение 10 рабочих дней со дня получения постановления Комиссии об организации индивидуальной профилактической работы.
Органы и учреждения системы профилактики в течение 7 рабочих дней со дня получения постановления Комиссии об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями представляют ответственному органу (учреждению), определенному в постановлении Комиссии, предложения в письменном виде по включению мероприятий в межведомственный план индивидуальной профилактической работы.
6.5. С целью получения подробных сведений о несовершеннолетних и семьях в соответствии с полномочиями субъектами системы профилактики осуществляется подбор документов, который состоит из получения при необходимости:
документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;
сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;
обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;
сведений о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности;
характеристик с места жительства или места работы родителей;
иных документов.
Для выяснения дополнительных сведений о несовершеннолетнем и родителях субъект системы профилактики вправе направлять запросы в субъекты системы профилактики, иные заинтересованные органы и организации с целью выяснения сведений о мерах поддержки и иной профилактической работе, предпринятой ими ранее в отношении указанных лиц.
7. Утверждение межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
7.1. Комиссия не позднее 10 дней с даты получения проекта межведомственного плана индивидуальной профилактической работы на очередном заседании утверждает межведомственный план, сроки и порядок осуществления контроля за его реализацией.
Межведомственный план, утвержденный постановлением Комиссии, в течение 3 дней направляется для исполнения в соответствующие органы и учреждения системы профилактики.
7.2. В случае выявления при изучении поступившего межведомственного плана индивидуальной профилактической работы формального подхода (нечетко сформулированные проблемы, мероприятия плана не соответствует решению проблемы и т.п.) к его составлению Комиссия возвращает его на доработку исполнителю с указанием причин и рекомендаций по устранению недостатков.
Недостатки в плане должны быть устранены в течение 3 рабочих дней, после чего в течение 2 рабочих дней доработанный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется в Комиссию для утверждения.
8. Реализация межведомственного плана индивидуальной профилактической работы и контроль за исполнением.
8.1. Комиссия осуществляет контроль за выполнением межведомственного плана индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики.
Исходя из выявленных проблем определяется период, на который составляется межведомственный план индивидуальной профилактической работы, который не может быть менее 3 месяцев либо 6 месяцев.
По истечении срока реализации межведомственного плана Комиссия на своем заседании заслушивает отчеты органов и учреждений, ответственных за проведение индивидуальной профилактической работы, о реализации межведомственного плана.
Периодичность заслушивания отчетов органов и учреждений, ответственных за проведение индивидуальной профилактической работы, не может составлять реже одного раза в 6 месяцев. С целью контроля выполнения межведомственного плана и корректировки мер, принимаемых для устранения причин неблагополучия семьи, причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям, плана работы с семьей (несовершеннолетним) целесообразно осуществлять контроль за выполнением межведомственного плана индивидуальной профилактической работы ежеквартально.
Срок отчета определяется в постановлении Комиссии при утверждении межведомственного плана.
8.2. На основании анализа результатов, представленных органами и учреждениями системы профилактики, о проведенной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с пунктами плана Комиссия принимает одно из следующих постановлений:
8.2.1. О прекращении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении.
8.2.2. О продолжении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, и корректировке межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
8.3. Основаниями для прекращения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, являются:
- улучшение положения в семье, у несовершеннолетнего в результате выполнения профилактических мероприятий в рамках межведомственного плана, устранение причин, явившихся основанием для признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, и проведения с ними индивидуальной профилактической работы, о чем могут свидетельствовать:
- надлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей (наличие у детей необходимой одежды, полноценного питания, соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д.);
- создание родителями (иными законными представителями) надлежащих условий для воспитания детей (наличие постоянного места работы и стабильного дохода, создание удовлетворительных жилищных условий для детей, приобретение навыков правильного обращения с детьми, доброжелательный психологический климат в семье и т.д.);
- отсутствие фактов употребления родителями алкогольных напитков, наркотических средств или психотропных веществ в течение длительного периода времени, ведение здорового образа жизни;
- отсутствие признаков жестокого обращения с детьми со стороны родителей (иных законных представителей);
- осуществление родителями (иными законными представителями) надлежащего контроля за воспитанием и обучением детей (внимание родителей (иных законных представителей) к успеваемости ребенка, посещение детьми образовательных организаций, взаимодействие с образовательной организацией);
- устранение причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- изменение места жительства (выезд на постоянное место жительства за пределы муниципального района) несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
- достижение несовершеннолетними детьми возраста 18 лет, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в установленном законом порядке;
- лишение родителей (единственного родителя) родительских прав и избрание формы устройства для детей, оставшихся без попечения родителей.
8.4. Индивидуальная профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, при наличии оснований продолжается в случаях:
- лишения (ограничения) родителей родительских прав в отношении одного или нескольких детей и сохранения родительских прав в отношении других детей;
- лишения (ограничения) родительских прав одного из родителей и сохранения родительских прав за другим родителем, проживающим совместно с детьми;
- изменение места жительства (переезд несовершеннолетнего и (или) семьи на постоянное место жительства на территории муниципального образования).
При выполнении всеми органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий межведомственного плана (программы) и отсутствии какой-либо положительной динамики в семье либо усугублении ситуации в семье органами и учреждениями системы профилактики направляется соответствующая информация в органы опеки и попечительства либо Комиссия принимает постановление о подготовке искового заявления в суд об ограничении родителей в родительских правах или о лишении родительских прав в соответствии с действующим законодательством. При этом индивидуальная профилактическая работа с семьей продолжается до вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав либо ограничении в родительских правах.
При выполнении мероприятий межведомственного плана в полном объеме (либо исключении органа (учреждения), выполнившего все мероприятия плана, из числа ответственных) Комиссия, рассматривая вопрос о ходе индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, вправе принять решение о завершении межведомственного взаимодействия с несовершеннолетним и (или) семьей и продолжении ведомственной работы с ними в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами.
9. Организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и (или) семьями, признанными находящимися в социально опасном положении.
9.1. Органы и (или) учреждения системы профилактики при получении постановления Комиссии обязаны:
9.1.1. Организовать проведение с несовершеннолетним, его родителем или иным законным представителем, семьей, признанной находящейся в социально опасном положении, индивидуальной профилактической работы в рамках своей компетенции в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими сферу деятельности данного органа или учреждения, на основании плана проведения индивидуальной профилактической работы.
9.1.2. Незамедлительно письменно проинформировать Комиссию в случае установления факта смены места жительства несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении. Направить в комиссию отчет об исполнении плана индивидуальной профилактической работы на момент убытия несовершеннолетнего, характеризующие данные на несовершеннолетнего (семью) для определения другого ответственного учреждения системы профилактики за проведение индивидуальной профилактической работы.
9.1.3. Письменно проинформировать о результатах реализации плана индивидуальной профилактической работы в сроки, установленные в постановлении, или направить обоснованное ходатайство для принятия Комиссией решения о досрочном завершении индивидуальной профилактической работы в связи с устранением причин и условий, способствовавших ситуации социально опасного положения, и исправлением.
9.2. Комиссия в случае временного убытия на длительный период несовершеннолетнего и (или) семьи для проживания (в гости и т.п.) на территорию, не подведомственной муниципальной комиссии, в течение суток информирует об этом муниципальную комиссию по месту временного проживания несовершеннолетнего и (или) семьи. В информации отражается факт проведения с семьей индивидуальной профилактической работы, необходимости оказания содействия в контроле за несовершеннолетним и (или) семьей. При этом проведение индивидуальной профилактической работы продолжается.
9.3. При изменении места жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, в отношении которой проводится индивидуальная профилактическая работа, Комиссия:
9.3.1. В течение 3 суток со дня установления данного факта в письменном виде информирует об этом муниципальную комиссию по новому месту жительства и запрашивает у нее информацию, подтверждающую прибытие и проживание семьи по новому месту жительства.
9.3.2. При получении информации, подтверждающей прибытие несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, по новому месту жительства, рассматривает ее на ближайшем заседании комиссии и выносит постановление о прекращении индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
9.3.3. Направляет в муниципальную комиссию по новому месту жительства семьи информацию о результатах проведенной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, с приложением копий материалов, подтверждающих нахождение данной семьи в социально опасном положении.
9.3.4. При получении информации о том, что выбывшая семья, находящаяся в социально опасном положении, не прибыла к новому месту жительства, рассматривает ее на заседании комиссии и совместно с территориальным органом внутренних дел принимает меры по установлению места жительства семьи, находящейся в социально опасном положении, для продолжения индивидуальной профилактической работы с ней.
9.4. Муниципальная комиссия по новому месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении:
9.4.1. В течение 3 суток с момента получения информации о прибытии несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, организует межведомственный выезд по указанному в сообщении адресу. При установлении факта проживания несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, уполномоченными органами (учреждениями) составляется акт обследования жилищно-бытовых условий.
9.4.2. Направляет письменное подтверждение о прибытии по новому месту жительства семьи, находящейся в социально опасном положении, в муниципальную комиссию по прежнему месту жительства с приложением копии акта обследования жилищно-бытовых условий и запрашивает у нее копии материалов, подтверждающих нахождение семьи в социально опасном положении.
9.4.3. При получении от муниципальной комиссии по прежнему месту жительства несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, информации о несовершеннолетнем и (или) семье рассматривает ее на заседании муниципальной комиссии и принимает соответствующее постановление.
9.4.4. В случае если факт прибытия и проживания семьи, находящейся в социально опасном положении, по новому месту жительства не подтвердился, направляет информацию об этом в муниципальную комиссию по прежнему месту жительства.
9.5. При отсутствии сведений о новом месте жительства семьи, находящейся в социально опасном положении, в отношении которой проводится индивидуальная профилактическая работа, Комиссия совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимает меры по установлению места жительства семьи и информирует о ее убытии муниципальные комиссии муниципальных образований области.
При этом постановление о прекращении индивидуальной профилактической работы с данной семьей не выносится до тех пор, пока в Комиссию не поступит информация о прибытии несовершеннолетнего и (или) семьи по новому месту жительства либо не возникнут иные основания для прекращения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении.
10. Ведение документации при проведении индивидуальной профилактической работы на основании постановлений.
10.1. Орган или учреждение системы профилактики, осуществляющие проведение с несовершеннолетним (семьей) индивидуальной профилактической работы в соответствии с постановлением Комиссии в рамках своих полномочий, оформляет пакет документов, к которому в хронологическом порядке приобщаются:
- копия постановления муниципальной комиссии о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, и об определении органа, ответственного за работу с семьей;
- межведомственный план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, утвержденный постановлением Комиссии;
- лист учета профилактических мероприятий в пределах компетенции ведомства, в котором специалистом, ответственным за работу с несовершеннолетним (семьей), в хронологическом порядке отражается содержание индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с межведомственным планом;
- акт обследования жилищно-бытовых условий;
- документы, содержащие сведения, подтверждающие нахождение несовершеннолетнего и (или) семьи в социально опасном положении, в том числе: информации из медицинских и образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, других органов и учреждений, характеристики родителей и детей с места жительства, работы или учебы, иные материалы, характеризующие образ жизни членов семьи, находящейся в социально опасном положении;
- отчеты о результатах проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении;
- копии постановлений Комиссии о продолжении работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, внесении изменений, дополнений в межведомственный план, назначении иного ответственного органа, прекращении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящейся в социально опасном положении.
Орган, ответственный за составление плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении (согласно пункту 6.2 Методических рекомендаций), приобщает к документам на несовершеннолетнего (семью) письменные предложения в план индивидуальной профилактической работы от участвующих в индивидуальной профилактической работе органов и учреждений системы профилактики, иных организаций.
При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей одновременно допускается ведение одного пакета документов, в котором находятся документы как на несовершеннолетнего, так и на его семью.
10.2. Передача пакета документов третьим лицам, органам и организациям, не оговоренным настоящим Порядком, если это не связано с необходимостью экстренной защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего, может быть осуществлена только в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
Приложение в„– 1
Расписка
Я, ___________________________________________________________, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Афанасьевского муниципального округа от _____________________ уведомлен(а), что в отношении моего (моей) сына (дочери), меня и моей семьи _________________________________________ с "___" ____________ 20___ г. будет организовано проведение индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Мне разъяснены права на получение и обжалование постановления комиссии.
"___" ____________ 20___ г.
____________________
(подпись)
_______________________
(расшифровка)
Приложение в„– 2
Примерная форма социального паспорта на несовершеннолетнего (семью), находящегося (находящуюся) в социально опасном положении
Информация об организации индивидуальной профилактической работы (ИПР) с несовершеннолетним и его семьей.
Несовершеннолетний:
фамилия ____________________ имя _______________ отчество _________________
Дата рождения ____________ Место рождения ________________________________
Адрес фактического проживания ____________________________________________
Адрес регистрации ________________________________________________________
Контактные телефоны (несовершеннолетний, законные представители)
_________________________________________________________________________
Учебный год ___________ класс _______ классный руководитель ________________
Состояние здоровья н/л (наличие ограничений в здоровье) ______________________
Внеурочная занятость несовершеннолетнего __________________________________
Сведения о семье:
Статус семьи (полная, неполная, многодетная, малообеспеченная, приемная, опекаемая) _______________________________________________________________
Наименование
Отец
Мать
Ф.И.О., дата рождения
Адрес регистрации/проживания
Работает, должность и место работы, режим и характер работы
Не работает по причине
(не желает, по состоянию здоровья, обстоятельства...)
Участие в воспитании и содержании ребенка (проживает ли совместно с ребенком, проявляет ли признаки привязанности к ребенку, пользуется ли расположением и уважением ребенка, сколько времени проводит с ребенком, обеспечивает ли основные потребности ребенка в еде, одежде, отдыхе, образовании и развитии)
Отношение к детям: доброжелательное, попустительское, авторитарное, наличие фактов жестокого обращения
В конфликтных ситуациях использует формы поведения:
агрессивность, уступчивость, безразличие, самоконтроль
Отклонения в поведении: алкоголизм, наркомания, насилие (физическое, экономическое, психологическое), интересы, окружение
Факты привлечения к уголовной/административной ответственности
Собственный детский опыт (как складывались отношения с родителями, братьями и сестрами, какой был стиль воспитания, какое в целом отношение к своему детству и к влиянию родителей на воспитание вашей личности, какие имеются позитивные и неприятные воспоминания и переживания детства)
Сильные стороны, на которые можно опереться при решении проблем семьи (пример - умеет работать, доброжелателен)
Слабые стороны (пример - часто меняет работу из-за алкоголя)
Иные члены семьи, а также лица, проживающие совместно, оказывающие влияние на членов семьи
Родство
Фамилия Имя Отчество
Занятость, образование
Наличие вредных привычек, заболеваний, наличие судимости (при наличии согласия лица предоставить информацию)
Условия жизни:
Жилищно-бытовые условия (квартира, дом, количество комнат, наличие места для сна и отдыха несовершеннолетних детей, санитарно-гигиеническое состояние жилья) ________________________________________________________________________
Наличие/отсутствие документов (паспорт, свидетельства о рождении детей, полис, иных документов)
_________________________________________________________________________
Материальное положение семьи (ежемесячный доход, постоянные или временные заработки, наличие подсобного хозяйства, другое) _____________________________
Дата и причина организации ИПР ___________________________________________
Период организации ИПР __________________________________________________
Продлен срок проведения ИПР ______________________________________________
Ответственные лица органов и учреждений системы профилактики, участвующие в проведении ИПР
(Ф.И.О., контактные телефоны) _____________________________________________
Дата и причина завершения ИПР ____________________________________________
Личностные особенности несовершеннолетнего, его статус в классном коллективе, особенности семьи (в том числе по итогам работы психолога)
Дата
Выявленные особенности
Рекомендации
Сведения об успеваемости и посещении учебных занятий
Дата
Успеваемость
Посещаемость (количество пропущенных учебных занятий, %)
Посещение несовершеннолетнего, семьи на дому
Дата
ФИО посещавшего специалиста (при межведомственном посещении указать специалистов других органов и учреждений)
Цель посещения
Результат посещения
Оказанная помощь несовершеннолетнему, его семье по решению проблем, устранению семейного неблагополучия:
Дата
Проблема
Вид помощи.
Пути решения
Результат
Все изменения в ситуации у несовершеннолетнего, семьи заносятся в данную форму. В случае наличия в семье фактов жестокого обращения, суицидов информация отображается в форме
Приложение в„– 3
Образец оформления плана ИПР
Краткая характеристика семьи (несовершеннолетнего) с описанием причин, проблем, устранение, решение которых может способствовать исправлению родителей (несовершеннолетнего), изменению ситуации в семье
в„– п/п
Мероприятие
Срок исполнения
Ответственный
Отметка об исполнении
Проблема 1
Проблема 2
Проблема 3
Руководитель учреждения
_____________________
ФИО, подпись
Информация об исполнении Плана ИПР кроме перечисления проведенных мероприятий, сроков проведения в соответствии с Планом ИПР обязательно должна содержать:
- Выводы о том, какие из поставленных задач удалось решить, какие изменения произошли с несовершеннолетним (семьей).
- Выводы о том, какие факторы риска, способствующие противоправному поведению, социально опасной ситуации в семье, не удалось ликвидировать.
- Выводы о необходимости продолжения либо завершения ИПР (продолжения ИПР только на уровне одного субъекта системы профилактики) с несовершеннолетним (семьей). В случае вывода о необходимости продолжения ИПР необходимо сформулировать предложения о направлениях дальнейшей работы с несовершеннолетним (семьей), в том числе в адрес других органов (учреждений) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Приложение в„– 4
АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ
жилищно-бытовых условий проживания семьи
Семья/несовершеннолетний (Ф.И.О.)
_________________________________________________________________________
Адрес проживания:
_________________________________________________________________________
Адрес регистрации:
_________________________________________________________________________
Телефоны:
_________________________________________________________________________
Основания обследования:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Состав семьи:
Ф.И.О. родителей
Дата рождения
Образование, в„– школы, которая закончена, и в каком городе
Место работы/должность (по возможности график, характер работы).
В случае отсутствия работы указать причины (не желает, по состоянию здоровья, другое)
Состояние здоровья (общая визуальная оценка), наличие инвалидности (рабочая/нерабочая группа) у родителей; девиации родителей
Информация о сожителях родителей, совместно проживающих с ребенком
Дополнительные сведения по родителям:
(родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают совместно/раздельно, адрес отдельно проживающего родителя)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Место учебы (в„– заведения, указать особые формы обучения), ДОУ, досуговая занятость
Состояние здоровья (общая визуальная оценка внешнего вида ребенка, соблюдение норм личной гигиены, состояние одежды, адекватность поведения), инвалидность
Социальные связи семьи (сведения об иных родственниках, участвующих в жизни ребенка, или значимых для ребенка людей - их Ф.И.О., степень родства, место проживания, контактные телефоны; степень значимости для ребенка): ___________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Категория семьи: неполная (установление отцовства, одинокая мать, развод, потеря кормильца), полная, многодетная, опекунская, несовершеннолетняя мать, в семье несовершеннолетняя беременная, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, родители-инвалиды, конфликтная семья, родители употребляют спиртное, родители-пенсионеры, другое:
_________________________________________________________________________
Жилищно-бытовые условия
Жилье (съемное, в собственности, муниципальное; дом, квартира, комната, жилая площадь, количество комнат, сколько комнат занимает семья)
_________________________________________________________________________
Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный, др., в нормальном состоянии, ветхий, в аварийном состоянии)
_________________________________________________________________________
Этаж проживания _________________________________________________________
Благоустройство жилой площади (водопровод, канализация, вид отопления, газ, горячее водоснабжение) ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
Санитарно-гигиеническое состояние жилья (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; описание, состояние мебели, наличие бытовой техники, состояние проводки, системы отопления, водоснабжения, вентиляции, устройство оконных проемов и т.п.) ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
На данной площади прописано _____ человек. Фактически проживают _____ человек (пояснить, кто еще проживает с семьей) ______________________________________
Обеспечение безопасности в быту (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу, окнам, наличие запорных устройств на окнах и т.п.; указать риски нанесения ребенку вреда в домашних условиях)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Условия для ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг, мебели, одежды по сезонам, продуктов питания и приготовленной еды): _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дополнительные сведения по жилищно-бытовым условиям:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Наличие подсобного хозяйства и его использование:
Площадь земельного участка ____ кв. м, расположен (у дома, в пригороде, район области) _________________________________________________________________
Вид собственности (в собственности семьи, родственников (кого), муниципальный, арендуемые, другое) _______________________________________________________
Наличие скота, птиц, пчел: _________________________________________________
Доходы семьи
Источники доходов в семье (записывается со слов семьи):
в„– п/п
Вид дохода
Член семьи
Примерный размер в месяц
Дополнительная информация по доходу; причины неполучения
1.
Заработная плата (по трудовому и иным видам договора)
2.
Заработная плата (без оформления трудовых отношений)
3.
Пенсия (по старости, инвалидности, потере кормильца, пенсия по уходу за ребенком-инвалидом, иная)
4.
Алименты
5.
Стипендия
6.
Пособие по безработице
7.
Пособия, регулярные социальные выплаты (информация со слов дополняется распечаткой из базы ЕАИС)
Детское пособие
Пособие многодетной семье
Пособие одинокого родителя
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 - 3 лет
Пособие по уходу за престарелым членом семьи
Другие выплаты
8.
Прочие доходы (от приусадебного участка, подработки, единоразовые выплаты и др.)
Специалист по работе с семьей (ФИО, должность, подпись)
___________________________________________________
___________________
------------------------------------------------------------------