Постановление администрации Мурашинского муниципального округа Кировской области от 23.11.2023 N 727 "Об утверждении Методики проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации Мурашинского муниципального округа"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУРАШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2023 г. в„– 727

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ
РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУРАШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пунктом 46 части 1 статьи 37 Устава муниципального образования Мурашинский муниципальный округ Кировской области администрация Мурашинского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить Методику проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций администрации Мурашинского муниципального округа, согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в Муниципальном вестнике и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления Мурашинского муниципального округа.

Глава
Мурашинского муниципального округа
Кировской области
С.И.РЯБИНИН





Приложение

Утверждена
постановлением
администрации
Мурашинского муниципального округа
Кировской области
от 23 ноября 2023 г. в„– 727

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУРАШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

1. Общие положения

1.1. Основной целью настоящей Методики является обеспечение единого подхода к организации работы в администрации Мурашинского муниципального округа, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органах и структурных подразделениях (далее - администрация муниципального округа) по следующим направлениям:
оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации функций;
внесение уточнений в перечни должностей муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками;
мониторинг исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
1.2. Результатами применения настоящей Методики будут являться:
определение перечня функций администрации муниципального округа, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
формирование перечня должностей муниципальной службы в администрации муниципального округа, замещение которых связано с коррупционными рисками;
минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах.
1.3. Вопросы, связанные с проведением оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, с корректировкой перечней должностей муниципальной службы в администрации муниципального округа, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также результаты мониторинга исполнения должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, рассматриваются на заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не реже одного раза в год.
1.4. Реализация настоящей Методики осуществляется администрацией муниципального округа в рамках исполнения функций, возложенных на нее в соответствии с ее полномочиями.

2. Определение перечня функций администрации
муниципального округа, при реализации которых
наиболее вероятно возникновение коррупции

2.1. Определение перечня функций администрации муниципального округа, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (далее - коррупционно опасные функции), осуществляется посредством выделения тех функций, при реализации которых существуют предпосылки для возникновения коррупции.
2.2. К коррупционно опасным функциям могут быть отнесены функции по контролю и надзору, управлению муниципальным имуществом, оказанию государственных услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Кировской области администрации муниципального округа, и муниципальных услуг, а также разрешительные, регистрационные функции.
2.3. При определении перечня коррупционно опасных функций обращается внимание на функции, предусматривающие:
размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд;
осуществление муниципального контроля;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (жилых помещений, земельных участков и т.п.);
организацию продажи муниципального имущества;
заключение договоров аренды земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности;
подготовку и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм пеней и штрафов;
выдачу разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;
возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях;
проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, муниципальному имуществу;
представление в судебных органах прав и законных интересов администрации муниципального округа;
организацию регистрации имущества и ведение баз данных имущества;
предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям;
хранение и распределение материально-технических ресурсов.
Вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для определения коррупционно опасных функций в администрации муниципального округа.
2.4. Информация о том, что функция является коррупционно опасной, может быть выявлена:
в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
в статистических данных, в том числе в данных о состоянии преступности в Мурашинском муниципальном округе;
по результатам рассмотрения:
обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях;
уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации муниципального округа к совершению коррупционных правонарушений;
сообщений в средствах массовой информации о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению;
материалов, представленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями.
Перечень источников, указанных в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
2.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий формируется и утверждается перечень коррупционно опасных функций.
2.6. Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.

3. Формирование перечня должностей муниципальной службы
администрации муниципального округа, замещение
которых связано с коррупционными рисками

3.1. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения как должностными лицами, так и третьими лицами выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства (как для муниципальных служащих, так и для третьих лиц).
3.2. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
При этом анализируется:
что является предметом коррупции (за какие действия (бездействие) предоставляется выгода);
какие коррупционные схемы используются.
3.3. Должности муниципальной службы, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, обусловленной спецификой служебной деятельности, интенсивностью контактов с гражданами и организациями.
3.4. Признаками, характеризующими коррупционное поведение муниципального служащего при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;
предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на муниципальную службу;
оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации, Кировской области, муниципальными правовыми актами;
наличие сведений:
о нарушении муниципальными служащими требований нормативных правовых, муниципальных правовых актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
об искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной деятельности;
о попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
о действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к должностным полномочиям;
о бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными обязанностями;
о совершении частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности, владельцами которых или руководящие должности в которых замещают родственники муниципальных служащих;
о совершении финансово-хозяйственных операций с очевидными (даже не для специалиста) нарушениями действующего законодательства.
3.5. По итогам реализации вышеизложенных мероприятий формируется и утверждается перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального округа, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Указанный перечень утверждается администрацией Мурашинского муниципального округа после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
3.6. Основанием для проведения заседания комиссии будет являться представление главой Мурашинского муниципального округа (далее - глава муниципального округа), руководителем отраслевого (функционального) или территориального органа, структурного подразделения либо любым членом комиссии материалов, касающихся осуществления мер по предупреждению коррупции в администрации муниципального округа.
3.7. Уточнение перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, необходимо осуществлять по результатам оценки коррупционных рисков не реже одного раза в год.

4. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение
в конкретных управленческих процессах реализации
коррупционно опасных функций

4.1. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
4.2. Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции, тем самым:
значительно уменьшить риск отклонения муниципального служащего при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;
создать условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;
обеспечить единообразное осуществление функций муниципальными служащими;
создать гласную, открытую модель реализации коррупционно опасной функции.
При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга муниципальными служащими позволит обеспечить взаимный контроль.
4.3. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, необходимо применять следующие меры:
перераспределение функций между органами внутри администрации муниципального округа;
введение или расширение процессуальных форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);
исключение необходимости личного взаимодействия (общения) муниципальных служащих с гражданами и организациями;
совершенствование механизма отбора муниципальных служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
сокращение количества муниципальных служащих, участвующих в принятии управленческих решений, обеспечивающих реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;
оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;
сокращение сроков принятия управленческих решений;
установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий при осуществлении коррупционно опасной функции;
установление дополнительных форм отчетности муниципальных служащих о результатах принятых решений.
4.4. В целях недопущения совершения муниципальными служащими коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящей Методике, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:
организации внутреннего контроля за исполнением муниципальными служащими своих обязанностей. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих в средствах массовой информации;
использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;
проведения разъяснительной работы для существенного снижения возможности коррупционного поведения муниципальных служащих при исполнении коррупционно опасных функций.
4.5. Осуществление на системной основе мероприятий, указанных в настоящем разделе, позволит устранить коррупционные риски в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно опасных функций либо минимизировать их.

5. Мониторинг исполнения должностных обязанностей
муниципальными служащими, деятельность которых связана
с коррупционными рисками

5.1. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:
своевременная фиксация отклонения действий муниципальных служащих от установленных норм, правил служебного поведения;
выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих;
корректировка перечня коррупционно опасных функций и перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
5.2. Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности муниципальных служащих.
Сбор указанной информации может осуществляться в том числе путем проведения опросов на официальном сайте администрации муниципального округа в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с муниципальными служащими.
5.3. При проведении мониторинга:
формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение муниципальных служащих, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями администрации муниципального округа, иными организациями в целях изучения документов, иных материалов, содержащихся в источниках, указанных в пункте 2.4 настоящей Методики.
5.4. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении муниципальными служащими при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;
подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности муниципальных служащих, а также по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций и перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального округа, замещение которых связано с коррупционными рисками;
ежегодные доклады главе муниципального округа о результатах проведенного мониторинга.


------------------------------------------------------------------