По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Первомайского районного суда города Кирова от 07.06.2023 по делу N 2а-2115/2023 <О признании недействующим пункта 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 N 2574-п "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году">
ПЕРВОМАЙСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июня 2023 г. по делу в„– 2а-2115/2023
43RS0003-01-2022-003845-36
Первомайский районный суд г. К. Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,
при секретаре К.О.,
с участием помощника прокурора г. К. Пономаревой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в„– 2а-2115/2023 по административному исковому заявлению ПАО "Т Плюс" к администрации г. К. об оспаривании постановления,
установил:
ПАО "Т Плюс" обратилось в суд с административным иском к администрации г. К. об оспаривании постановления. В обоснование указало, что в период с {Дата} по {Дата} срок отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов определялся пунктом 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году". Данное постановление опубликовано в издании "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров", {Номер} (1426), {Дата}. В указанном пункте постановления предусматривалось, что срок отключения систем горячего водоснабжения в период профилактических ремонтов не должен превышать 14 суток. Однако у администрации г. К. отсутствовали полномочия по установлению предельно допустимого срока отключения систем горячего водоснабжения при использовании закрытой системы горячего водоснабжения. В результате действия нормы права, принятой администрацией г. К. с превышением полномочий, в период с {Дата} по {Дата} в отношении ПАО "Т Плюс" возбуждено и рассмотрено более 250 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23 КоАП РФ. Совокупный размер административных штрафов, назначенных ПАО "Т Плюс" по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, составил более 2,5 млн. руб., что нарушало права хозяйствующего субъекта, т.к. влекло необоснованные расходы. Совокупность нарушений законодательства и прав Общества является основанием для признания нормативного правового акта недействующим в части. Просит признать недействующим пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" с {Дата}.
В процессе рассмотрения спора административные требования ПАО "Т Плюс" уточнены. Просило признать недействующим пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "Т Плюс" И. настаивал на требованиях доверителя по основаниям иска. Полагал, что, несмотря на признание оспариваемого постановления утратившим силу, требования Общества подлежат удовлетворению, поскольку постановление издано с превышением полномочий административного органа и явилось основанием для незаконного возложения административной ответственности на ПАО "Т Плюс".
Представитель административного ответчика - администрации г. К. Б. в судебном заседании административные требования Общества не признала по доводам отзыва, приобщенного к материалам дела. Полагала, что оспариваемое постановление не обладает признаками нормативности, является законным и прав ПАО "Т Плюс" не нарушало.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Уведомлены своевременно и надлежащим образом. Причины неявки не известны.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив имеющиеся доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, учитывая бремя доказывания каждой из сторон исходя из характера спора, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения уточненных требований административного истца.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что пунктом 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" ресурсоснабжающим, транспортирующим и обслуживающим объекты теплового хозяйства организациям в период ежегодных профилактических ремонтов предписано производить отключение систем горячего водоснабжения на срок не более 14 суток.
Первая публикация постановления имела место в официальном печатном издании - газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров", {Номер} (1426), {Дата}. Изменения, внесенные постановлением администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п, опубликованы в официальном печатном издании - газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров", {Номер} (1436), {Дата}.
Требования к публикации нормативного правового акта соблюдены. Нормативный правовой акт принят уполномоченным должностным лицом.
Пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" утратил силу {Дата}.
В период с {Дата} по {Дата} в связи с превышением сроков отключения систем горячего водоснабжения, установленных пунктом 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году", в отношении ПАО "Т Плюс" возбуждено и рассмотрено более 250 дел об административных правонарушениях по ст. 7.23 КоАП РФ - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Общая сумма административного штрафа, назначенного по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, превысила 2,5 млн. руб., из которых Обществом оплачено 586000 руб.
Полагая, что пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" являлся незаконным, принят административным органом с превышением полномочий, нарушал права административного истца, т.к. явился основанием для привлечения к административной ответственности и, как следствие, основанием для взыскания административного штрафа, ПАО "Т Плюс" обратилось в суд.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1), а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (п. 5).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен порядок вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (ч. 1).
При этом непосредственно порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством РФ в соответствии с положениями настоящей статьи и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации (ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ).
Согласно подп. "б" п. 2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 в„– 889, вывод в ремонт - временная остановка работы оборудования источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление исправного состояния указанных объектов либо на изменение технико-экономических показателей состояния этих объектов, и во время которой допускается ограничение или прекращение теплоснабжения потребителей тепловой энергии. Вывод в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территории которого осуществляется теплоснабжение с использованием указанных объектов (п. 3 Правил).
Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 в„– 170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Конкретные сроки вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных и тепловых сетей, в ремонт определяются соответственно требованиями раздела IV Правил горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 в„– 642, и Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 в„– 889.
Поскольку жилищным законодательством рассматриваемый вопрос не регламентируется, то названные выше правила применимы к жилищным правоотношениям.
Следовательно, в силу вышеприведенных норм права рекомендованная продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ составляет 14 дней, а в случае согласования поставщиком горячей воды или тепловой энергии для приготовления горячей воды более длительного срока вывода инженерных сетей в ремонт - более длительный срок, согласованный с органами местного самоуправления период отключения в соответствии с пунктом 5.1.5 Правил в„– 170.
При этом в силу абзаца 2 пункта 97 Правил в„– 642 орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение иными способами и, в случае согласования вывода в ремонт и (или) из эксплуатации инженерных сетей, орган местного самоуправления обязан организовать горячее водоснабжение иными способами.
Между тем в оспариваемой норме администрация г. К., обладая полномочиями лишь по согласованию срока вывода, императивно установила пресекательный срок отключения горячего водоснабжения при проведении ремонта, являющегося общим сроком ко всем случаям вывода, изменение которого в каком-либо конкретном случае не предусмотрено. Однако установление общего срока продолжительности отключения при проведении ремонта без учета конкретного случая и фактически необходимых для выполнения работ к полномочиям органа местного самоуправления вышеприведенным нормативным регулированием не отнесено, что свидетельствует о принятии органом местного самоуправления оспариваемой нормы с превышением предоставленных полномочий.
По мнению суда, установление в пункте 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" пресекательного срока ремонта, связанного с отключением горячего водоснабжения, фактически направлено на перераспределение и незаконное возложение обязанностей органа местного самоуправления по организации горячего водоснабжения иными способами в случае согласования вывода в ремонт и (или) эксплуатации инженерных сетей на более длительный срок на хозяйствующие субъекты, что недопустимо.
Рассматривая требования ПАО "Т Плюс", суд усматривает превышение полномочий администрации г. К. не только в связи с нарушением законодательства о теплоснабжении, но и законодательства о водоснабжении.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения регламентированы Федеральным законом от 07.12.2021 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в ч. 8 п. 1 ст. 6 которого предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится принятие решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Следовательно, в полномочия администрации г. К. входит принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения только при открытых системах теплоснабжения.
Однако на территории г. К. горячее водоснабжение осуществляется посредством использования закрытым систем горячего водоснабжения, что подтверждается утвержденной схемой теплоснабжения муниципального образования "Город Киров", являющейся общедоступной и размещенной на официальном сайте муниципального образования "Город Киров" по адресу: https://www.mo-kirov.ru/gorozhanam/zhkh/skhema-teplosnabzheniya-munitsipalnogo-obrazovaniya-gorod-kirov-na-period-do-2040-goda/skhema-teplosnabzheniya-do-2040-goda.php. Данное обстоятельство также не оспаривалось администрацией г. К. в судебном заседании.
Регулирование администрацией г. К. сроков прекращения горячего водоснабжения в закрытых системах теплоснабжения выходит за пределы полномочий администрации г. К., регламентированных Федеральным законом от 07.12.2021 в„– 416-ФЗ, и образует самостоятельное основание для признания незаконности оспариваемой правовой нормы.
В результате введения в действие пункта 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" ПАО "Т Плюс" более 250 раз привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в связи с нарушением Обществом 14-дневного срока отключения систем горячего водоснабжения в межотопительный период с назначением административного штрафа на сумму более 2,5 млн. руб.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях судами сделан однозначный вывод, что несоблюдение Обществом 14-дневного срока отключения систем горячего водоснабжения в межотопительный период, установленного пунктом 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году", образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.23 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности, повлекшее возложение административного штрафа на основании пункта 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году", принятого с превышением полномочий органа местного самоуправления, по убеждению суда, безусловно нарушает права административного истца как хозяйствующего субъекта.
Утрата нормативным актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции РФ права на судебную защиту.
Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, признав права Общества нарушенными, суд признает противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты принятия пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году".
Суд отклоняет доводы администрации г. К. об отсутствии нормативности оспариваемого постановления, поскольку нормативность оспариваемого постановления прямо указана в кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.04.2023 в„– 88а-8231/2023, которое является преюдициальным для рассмотрения настоящего спора и не подлежит оспариванию.
Наличие в оспариваемой норме правил поведения - запрет на отключение систем горячего водоснабжения на срок более 14 суток - подтверждено буквальным прочтением нормы и характеризует оспариваемый акт как нормативный.
Вопреки доводам администрации г. К. нормативность оспариваемой нормы подтверждена сферой регулируемой ею правоотношений - отношений по предоставлению коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственниками и пользователями жилых домов, а также отношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, круг которых определить невозможно. Неоднократность применения данной нормы признана администрацией г. К.
Доводы о распространении оспариваемой нормы на четко определенный круг ресурсоснабжающих организаций также не могут быть признаны обоснованными, т.к. не только для указанных организаций определяет сроки отключения, но и для потребителей, по истечению которых права потребителей подлежат признанию нарушенными.
Еще одним доказательством нормативности оспариваемой нормы является привлечение Общества к административной ответственности, поскольку административная ответственность наступает лишь за нарушение норм права, привлечение к административной ответственности за нарушение индивидуальных правовых актов не предусмотрено.
Не могут являться основанием к отказу в административных требованиях Общества и доводы об издании оспариваемой нормы в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09, действовавших до {Дата}, поскольку нормативными актами, имеющими высшую юридическую силу - Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 в„– 170, устанавливается рекомендательный срок отключения.
Более того, с {Дата} СанПиН 2.1.4.2496-09, на которых основана правовая позиция администрации г. К., утратили силу, однако органом местного самоуправления мер к приведению нормативного акта в соответствие с федеральным законодательством не принято, превышение полномочий не пресечено.
Кроме того, как указано выше, администрация г. К., наделенная лишь полномочиями по согласованию в силу Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении", не обладала полномочиями по императивному установлению данного срока, а Федеральный закон от 07.12.2021 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" вовсе исключает полномочия администрации г. К. по установлению сроков прекращения горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения.
В связи с отсутствием в Федеральном законе от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральном законе от 07.12.2021 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" закрепления полномочий органов местного самоуправления по регулированию спорных правоотношений доводы о возможности применения утративших силу СанПиН до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства РФ о техническом регулировании, регламентирующих те же вопросы, правового значения не имеют.
Безусловно, как указывает администрации г. К., ПАО "Т Плюс" обязано соблюдать законодательство для ресурсоснабжающих организаций, в т.ч. при отключении водоснабжения. Однако данная обязанность не освобождает администрацию г. К. от обязанности принимать нормативные правовые акты в строгом соответствии с предоставленными полномочиями и не регулировать правоотношения, не отнесенные к ним.
Иные доводы администрации г. К., изложенные в отзыве и поддержанные в судебном заседании, также не свидетельствуют о законности оспариваемой нормы права и правового значения для рассматриваемого спора не имеют.
Внесение изменений в пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году" не исключает право ПАО "Т Плюс" требовать защиты нарушенного права в судебном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административные требования ПАО "Т Плюс" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты принятия пункт 2 постановления администрации г. К. от 23.11.2020 в„– 2574-п (в редакции постановления администрации г. К. от 21.12.2020 в„– 3062-п) "Об утверждении сводного плана вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров" в 2021 году".
Резолютивная часть решения после вступления в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров".
Взыскать с администрации г. К. за счет средств казны муниципального образования "Город Киров" в пользу ПАО "Т Плюс" расходы на оплату государственной пошлины в размере 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. К. в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Л.В.КОМАРОВА
Решение суда в окончательной форме принято 19.06.2023.
------------------------------------------------------------------