Распоряжение Правительства Кировской области от 17.05.2023 N 149 "О методических рекомендациях по выявлению и отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Кировской области, и их дочерних обществ"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 мая 2023 г. в„– 149

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ОТЧУЖДЕНИЮ
НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, БОЛЕЕ 50
ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ) КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, И ИХ ДОЧЕРНИХ ОБЩЕСТВ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 в„– 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 в„– 894-р, в соответствии с Законом Кировской области от 06.10.2008 в„– 287-ЗО "О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области" в целях повышения эффективности управления государственным имуществом Кировской области и снижения финансовых затрат, связанных с содержанием и обслуживанием непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находится в собственности Кировской области, и их дочерних обществ:
1. Утвердить методические рекомендации по выявлению и отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находится в собственности Кировской области, и их дочерних обществ (далее - методические рекомендации) согласно приложению в„– 1.
2. Определить министерство имущественных отношений Кировской области исполнительным органом Кировской области, ответственным за проведение мониторинга реализации хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей) которых находится в собственности Кировской области (далее - хозяйственные общества), ежегодных планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов.
3. Хозяйственным обществам и их дочерним обществам рекомендовать руководствоваться методическими рекомендациями при проведении работы по выявлению и отчуждению активов, не используемых в их основных (уставных) видах деятельности.
4. Хозяйственным обществам представлять в министерство имущественных отношений Кировской области информацию о реализации ежегодных планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ и их дочерних обществ согласно приложению в„– 2 один раз в полгода, не позднее 1 января и 1 июля года, следующего за отчетным годом.
5. Органам исполнительной власти отраслевой компетенции Кировской области, в ведомственной подчиненности которых находятся хозяйственные общества, обеспечить внесение изменений в трудовые договоры, заключенные с руководителями хозяйственных обществ, в части включения в них обязанностей по осуществлению контроля за ходом выявления и отчуждения непрофильных активов хозяйственного общества, а также положений о персональной ответственности за своевременное и достоверное представление информации о реализации ежегодных планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ и их дочерних обществ в министерство имущественных отношений Кировской области, размещение на официальном сайте хозяйственного общества информации о ходе выявления и отчуждения непрофильных активов, указанной в разделе 10 методических рекомендаций, и включение такой информации в годовой отчет хозяйственного общества.
6. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Кировской области Сандалова М.А.

И.о. Председателя Правительства
Кировской области
Д.А.КУРДЮМОВ





Приложение в„– 1

Утверждены
распоряжением
Правительства Кировской области
от 17 мая 2023 г. в„– 149

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ОТЧУЖДЕНИЮ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ОБЩЕСТВ, БОЛЕЕ 50 ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ) КОТОРЫХ НАХОДИТСЯ
В СОБСТВЕННОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ, И ИХ ДОЧЕРНИХ ОБЩЕСТВ

1. Общие положения.
Методические рекомендации по выявлению и отчуждению активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находится в собственности Кировской области, и их дочерних обществ (далее - методические рекомендации) разработаны в целях оказания содействия проведению мероприятий по выявлению и отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) которых находится в собственности Кировской области (далее - хозяйственные общества), и их дочерних обществ.
В целях оптимизации структуры активов хозяйственных обществ и их дочерних обществ и повышения эффективности их использования хозяйственным обществом или дочерним обществом осуществляется:
проведение анализа всех активов для выявления непрофильных;
формирование реестра непрофильных активов;
разработка и утверждение программы отчуждения непрофильных активов;
разработка и утверждение плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов;
проведение мероприятий по отчуждению непрофильных активов;
представление отчетов об исполнении плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов.
2. Основные понятия и термины.
Понятия и термины, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:
"актив" - имущество, в том числе имущественные права, а также результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), любые иные объекты гражданских прав, принадлежащие на праве собственности хозяйственным обществам или дочерним обществам;
"дочернее общество" - общество, в котором хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом;
"непрофильные активы" - активы, не соответствующие понятию "профильные активы";
"план мероприятий по отчуждению непрофильных активов" - документ хозяйственного общества или дочернего общества, составляемый на планируемый год, включающий в себя перечень непрофильных активов, планируемых к отчуждению, способы их отчуждения с распределением по кварталам года;
"программа отчуждения непрофильных активов" - составляемый на 3 года документ хозяйственного общества или дочернего общества, отражающий принципы и механизм выявления и отчуждения непрофильных активов, включающий экономическое обоснование отчуждения или сохранения непрофильных активов, а также порядок формирования и утверждения плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов;
"программно-целевой документ" - внутренний документ хозяйственного общества или дочернего общества, содержащий сформулированные и измеримые стратегические инициативы и цели, конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей хозяйственных обществ или дочерних обществ, с указанием объема и источников их финансирования (в том числе доход от отчуждения непрофильных активов), финансовую модель, а также включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности хозяйственных обществ или дочерних обществ на среднесрочную перспективу;
"профильные активы" - активы, соответствующие критериям определения профильности актива;
"реестр непрофильных активов" - перечень всех непрофильных активов хозяйственного общества или дочернего общества.
3. Основные цели и задачи при отчуждении непрофильных активов.
Основными целями и задачами при отчуждении непрофильных активов являются:
оптимизация состава и структуры активов;
повышение эффективности использования активов;
снижение затрат, связанных с содержанием и обслуживанием непрофильных активов;
привлечение дополнительных источников финансирования;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;
повышение капитализации.
4. Ключевые принципы при отчуждении непрофильных активов.
Ключевыми принципами при отчуждении непрофильных активов являются:
транспарентность - открытость и доступность информации о применяемых методах и подходах по выявлению непрофильных активов из всей совокупности активов хозяйственных обществ или дочерних обществ;
системность - регулярный анализ активов хозяйственных обществ или дочерних обществ на предмет выявления их непрофильности;
прозрачность - обеспечение открытых и публичных процедур по отчуждению непрофильных активов, в том числе использование доступных для потенциальных приобретателей способов раскрытия информации об отчуждении непрофильных активов;
эффективность - экономически обоснованное отчуждение непрофильного актива;
максимизация доходов - отчуждение непрофильных активов на возмездной основе;
минимизация расходов - снижение затрат на содержание непрофильных активов;
защита экономических интересов хозяйственных обществ или дочерних обществ при распоряжении активами - своевременное отчуждение активов хозяйственных обществ или дочерних обществ, предотвращение потери стоимости активов, защита прав и интересов хозяйственных обществ или дочерних обществ перед совладельцами активов и третьими лицами.
5. Порядок определения профильности активов.
5.1. Определение профильности активов требуется проводить один раз в год, не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом, а также при первом утверждении программы отчуждения непрофильных активов или ее актуализации, при приобретении активов, перед принятием решения о признании актива профильным, если ранее такой актив был включен в реестр непрофильных активов.
5.2. Для определения профильности актива рекомендуется провести анализ в соответствии со следующим алгоритмом:
определить степень влияния критериев определения профильности актива (далее - критерии профильности) согласно приложению на каждый отдельный актив путем выбора ответов ("да" - критерий профильности оказывает влияние или "нет" - критерий профильности не оказывает влияния);
по итогам анализа степени влияния критериев профильности на актив необходимо сопоставить получившийся результат ответов с ответами для определения профильности актива. В случае если полученные результаты ответов совпадают с ответами, за каждый ответ присваивается соответствующий балл, при несовпадении - 0;
показатели в баллах, полученные за каждый ответ, суммируются.
В случае если суммарный результат составляет 50 баллов и более, актив является профильным, менее 50 баллов - актив является непрофильным.
5.3. Актив, определенный как непрофильный актив, подлежит включению в реестр непрофильных активов.
5.4. Объединение непрофильных активов может осуществляться на условиях и принципах, предусмотренных программой отчуждения непрофильных активов.
6. Реестр непрофильных активов.
6.1. В реестре непрофильных активов отражается следующая информация по каждому непрофильному активу:
наименование непрофильного актива и идентифицирующие характеристики;
вид имущества (недвижимое, движимое, сложная вещь, состоящая из недвижимого и движимого имущества);
сведения о правоустанавливающих документах;
назначение непрофильного актива;
прогнозируемый доход от отчуждения актива;
сумма отраженной в бухгалтерском учете переоценки непрофильного актива;
балансовая стоимость непрофильного актива на последнюю отчетную дату;
ожидаемый финансовый результат по итогам отчуждения непрофильного актива;
планируемый способ отчуждения (сохранения) непрофильного актива;
сведения об обременениях.
6.2. Реестр непрофильных активов составляется (актуализируется) в течение 5 рабочих дней со дня определения профильности активов в соответствии с пунктом 5.1 настоящих методических рекомендаций.
7. Программа отчуждения непрофильных активов.
7.1. Программа отчуждения непрофильных активов или решение об отсутствии необходимости разработки (актуализации) программы отчуждения непрофильных активов, в том числе в связи с отсутствием непрофильных активов, утверждается советом директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ.
7.2. Хозяйственные общества или дочерние общества в течение 30 дней со дня составления (актуализации) реестра непрофильных активов разрабатывают (актуализируют) программу отчуждения непрофильных активов и представляют ее на утверждение совета директоров хозяйственного общества или дочернего общества с учетом заключения органа исполнительной власти отраслевой компетенции Кировской области, в ведомственной подчиненности которого находится хозяйственное общество.
7.3. Программа отчуждения непрофильных активов включает в себя следующие разделы:
цели отчуждения непрофильных активов исходя из стратегических задач хозяйственных обществ или дочерних обществ;
принципы отчуждения непрофильных активов;
порядок оценки непрофильных активов;
способы и порядок отчуждения непрофильных активов;
экономическое обоснование отчуждения или сохранения непрофильных активов;
обоснование пролонгации сроков отчуждения непрофильных активов, превышающих 3 года с даты признания актива непрофильным в установленном порядке;
порядок раскрытия информации об отчуждении непрофильных активов;
порядок формирования и утверждения плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов;
порядок формирования, утверждения и раскрытия отчетности о ходе исполнения программы отчуждения непрофильных активов;
реестр непрофильных активов;
фотоматериалы по каждому непрофильному активу.
7.4. Программа отчуждения непрофильных активов должна быть подписана единоличным исполнительным органом хозяйственного общества или дочернего общества, прошита, пронумерована и скреплена печатью хозяйственного общества или дочернего общества.
7.5. Программа отчуждения непрофильных активов формируется на 3 года. Актуализация программы отчуждения непрофильных активов требуется в случае актуализации программно-целевого документа, выявления новых непрофильных активов и признания непрофильного актива профильным.
Дополнительная актуализация программы отчуждения непрофильных активов возможна в любое время при необходимости.
7.6. Вопрос об отсутствии необходимости разработки программы отчуждения непрофильных активов в связи с отсутствием непрофильных активов выносится хозяйственным обществом или дочерним обществом на рассмотрение совета директоров хозяйственного общества или дочернего общества в течение 5 рабочих дней со дня определения профильности активов в соответствии с пунктом 5.1 настоящих методических рекомендаций.
8. План мероприятий по отчуждению непрофильных активов.
8.1. План мероприятий по отчуждению непрофильных активов ежегодно утверждается советом директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ.
8.2. Хозяйственные общества или дочерние общества ежегодно, до 25 февраля, разрабатывают план мероприятий по отчуждению непрофильных активов на текущий год и представляют его на утверждение совета директоров хозяйственного общества или дочернего общества с учетом заключения органа исполнительной власти отраслевой компетенции Кировской области, в ведомственной подчиненности которого находится хозяйственное общество.
8.3. При первом утверждении программы отчуждения непрофильных активов план мероприятий по отчуждению непрофильных активов на текущий год разрабатывается и представляется на утверждение совета директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ вместе с программой отчуждения непрофильных активов.
8.4. План мероприятий по отчуждению непрофильных активов включает в себя следующие разделы:
выдержку из реестра непрофильных активов, подлежащих отчуждению в планируемом году, с указанием способов их отчуждения с распределением по кварталам года;
мероприятия по отчуждению непрофильных активов с указанием общего бюджета затрат и прогнозируемой суммы дохода от отчуждения;
иные разделы, определенные программой отчуждения непрофильных активов.
9. Способы и порядок реализации непрофильных активов.
9.1. Отчуждение непрофильных активов рекомендуется осуществлять путем совершения возмездных гражданско-правовых сделок, включая договоры купли-продажи, инвестиционные соглашения, в результате которых хозяйственные общества или дочерние общества получают денежные средства или приобретают права на актив (активы), являющийся (являющиеся) для хозяйственных обществ или дочерних обществ профильным активом.
9.2. Безвозмездную передачу (дарение) непрофильного актива в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность рекомендуется осуществлять по отдельному решению совета директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ и с письменного согласия соответствующего публично-правового образования.
9.3. В целях обеспечения конкурентного характера возмездного отчуждения непрофильных активов их продажу рекомендуется осуществлять по результатам проведения конкурентных процедур с соблюдением принципов публичности, открытости, прозрачности, конкурентности и возмездности.
9.4. Продажу непрофильных активов рекомендуется проводить в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. При выборе организатора торгов (специализированной организации) для возложения на него функций по поиску покупателей и организации продажи непрофильного актива на торгах рекомендуется руководствоваться перечнем юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 в„– 1874-р, а также перечнем операторов электронных площадок, предусмотренным частью 3 статьи 24.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 11 статьи 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 в„– 1447-р.
9.5. Начальная цена или цена продажи непрофильного актива определяется на основании отчета оценщика, составленного по стандартам в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) законодательства государства местонахождения непрофильного актива. Для сделок по отчуждению непрофильных активов в случаях, предусмотренных главами X и XI Федерального закона от 26.12.1995 в„– 208-ФЗ "Об акционерных обществах", начальная цена формируется на основании отчета оценщика, имеющего положительное заключение по результатам экспертизы отчета об оценке, предусмотренной статьей 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случае если конкурентные процедуры по привлечению оценщика признаны несостоявшимися более 2 раз в связи с отсутствием заявок, начальная цена или цена продажи непрофильного актива определяется решением совета директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ при условии соответствующего экономического обоснования.
9.6. В соответствии с отдельным решением совета директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ допускается отчуждение непрофильного актива по цене ниже балансовой стоимости. Решение совета директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ о продаже непрофильного актива по цене ниже балансовой стоимости должно содержать экономическое обоснование.
9.7. Продажу непрофильного актива, расположенного за рубежом, рекомендуется осуществлять с учетом пунктов 9.3 - 9.6 настоящих методических рекомендаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, международным законодательством либо законодательством государства местонахождения указанного непрофильного актива.
10. Раскрытие информации о ходе выявления и отчуждения непрофильных активов.
10.1. Хозяйственными обществами или дочерними обществами обеспечивается размещение программы отчуждения непрофильных активов и плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов на официальных сайтах хозяйственных обществ или дочерних обществ в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их утверждения советом директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ.
10.2. При внесении изменений в программу отчуждения непрофильных активов или план мероприятий по отчуждению непрофильных активов указанные документы в новой редакции подлежат размещению на официальных сайтах хозяйственных обществ или дочерних обществ в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их утверждения советом директоров хозяйственных обществ или дочерних обществ.
11. Мониторинг и контроль за ходом выявления и отчуждения непрофильных активов.
11.1. Контроль за ходом выявления и отчуждения непрофильных активов хозяйственных обществ или дочерних обществ возлагается на единоличный исполнительный орган хозяйственных обществ.
11.2. Информация о ходе выявления и отчуждения непрофильных активов хозяйственных обществ или дочерних обществ и отчет о ходе исполнения плана мероприятий по отчуждению непрофильных активов включаются в годовой отчет хозяйственного общества или дочернего общества.
В случае отклонения от сроков, установленных программой отчуждения непрофильных активов или планом мероприятий по отчуждению непрофильных активов, или невыполнения мероприятий в годовом отчете хозяйственного общества или дочернего общества приводится описание и анализ причин, повлекших указанные отклонения.
11.3. Хозяйственные общества обеспечивают представление в министерство имущественных отношений Кировской области информации о реализации ежегодных планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ и их дочерних обществ по установленной форме один раз в полгода, не позднее 1 января и 1 июля года, следующего за отчетным годом.
12. Ответственность при выявлении и отчуждении непрофильных активов.
Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества или дочернего общества несет персональную ответственность за своевременное и достоверное представление информации о реализации ежегодных планов мероприятий по отчуждению непрофильных активов хозяйственных обществ и их дочерних обществ в министерство имущественных отношений Кировской области, размещение на официальном сайте хозяйственного общества или дочернего общества информации о ходе выявления и отчуждения непрофильных активов, указанной в разделе 10 настоящих методических рекомендаций, и включение такой информации в годовой отчет хозяйственного общества или дочернего общества.





Приложение
к методическим рекомендациям

КРИТЕРИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВА

в„– п/п
Критерии определения профильности актива
Количество баллов за ответ "да"
1.
Актив, являющийся недвижимым имуществом, расположен на принадлежащей хозяйственным обществам или дочерним обществам территории, используемой для осуществления основного вида деятельности либо для единственно возможного проезда (прохода) к территории, используемой хозяйственными обществами или дочерними обществами для осуществления основного вида деятельности
20
2.
Актив относится к социально значимым объектам (поликлиника, аэропорт, санаторий, спортивный комплекс, общежитие, столовая), выручка которых формируется более чем на 50 процентов за счет предоставления услуг работникам хозяйственных обществ или дочерних обществ
30
3.
Заключены контракты, или присутствуют иные обязательства общей стоимостью более 1 млрд. рублей или более 1 процента выручки хозяйственных обществ или дочерних обществ, неотъемлемо связанные с использованием актива, по итогам предыдущего года
20
4.
Актив является неотъемлемой частью технологического процесса или управления деятельностью хозяйственных обществ или дочерних обществ
50
5.
Актив хозяйственных обществ или дочерних обществ является необходимым для достижения хозяйственными обществами или дочерними обществами установленных целей по приоритетным направлениям деятельности
50
6.
Актив хозяйственных обществ или дочерних обществ является неотчуждаемым (сервитут, объект коммерческой тайны, объект, необходимый для выполнения государственных задач, мобилизационной подготовки, обороны, безопасности)
50





Приложение в„– 2
к распоряжению
Правительства Кировской области
от 17 мая 2023 г. в„– 149

ИНФОРМАЦИЯ
о реализации ежегодных планов мероприятий по отчуждению
непрофильных активов хозяйственных обществ
и их дочерних обществ

в„– п/п
Наименование хозяйственного общества или дочернего общества
Статус хозяйственного общества или дочернего общества
Доля уставного капитала, %
Наличие утвержденного программно-целевого документа (да/нет)
Наличие утвержденной программы отчуждения непрофильных активов (реестра) (да/нет)
Количество выявленных непрофильных активов
Общая балансовая стоимость непрофильных активов (тыс. рублей)
Количество реализованных непрофильных активов
Фактическая сумма, полученная от реализации непрофильных активов (тыс. рублей)
Комментарии
всего
из них:
земельные участки
здания/помещения/сооружения
пакеты акций/доли
иные
возмездное отчуждение
безвозмездное отчуждение
1.

















------------------------------------------------------------------