Постановление администрации Афанасьевского муниципального округа Кировской области от 20.03.2023 N 204 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов"



АДМИНИСТРАЦИЯ АФАНАСЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2023 г. в„– 204

ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИХ ПРОЕКТОВ

В целях реализации Федерального закона от 17.07.2009 в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", руководствуясь частью 3 статьи 11 Закона Кировской области от 30.04.2009 в„– 365-ЗО "О противодействии коррупции в Кировской области", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 в„– 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 в„– 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области", администрация Афанасьевского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Афанасьевского района Кировской области от 05.07.2017 в„– 206 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами, начальника управления делами.
4. Настоящее постановление вступает в силу в соответствии с действующим законодательством и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

Глава
Афанасьевского муниципального округа
Кировской области
Е.М.БЕЛЕВА





Приложение

Утверждено
постановлением
администрации
Афанасьевского муниципального округа
Кировской области
от 20 марта 2023 г. в„– 204

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ИХ ПРОЕКТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов (далее - Положение) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, Кировской области, на основе Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 в„– 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Правил проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых органами исполнительной власти Кировской области, утвержденных постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 в„– 9/94, и определяет основные цели, задачи, порядок ее проведения.
1.2. В Положении используются следующие основные понятия:
антикоррупционная экспертиза - вид правовой экспертизы с узкой специальной задачей по выявлению в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов в целях их последующего устранения;
дискреционные полномочия - право должностного лица или органа местного самоуправления действовать по собственному усмотрению;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы - положения проектов документов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
коррупционный риск - наличие обстоятельств, провоцирующих должностных лиц муниципальных органов, учреждений, организаций на незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другим физическим лицам;
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
нормативный правовой акт - это изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом;
противодействие коррупции - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
1.3. Основная цель применения настоящего Положения - снижение (преодоление) коррупциогенности нормативных правовых актов за счет предупреждения, выявления и устранения выявленных типичных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности.
1.4. Основные задачи проведения антикоррупционной экспертизы:
выявить и оценить факторы, создающие возможность совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;
определить эффективность механизма действия внутреннего контроля по снижению или устранению коррупциогенных факторов;
выработать рекомендации по снижению или устранению коррупциогенных факторов;
предложить перечень мероприятий, направленных на снижение или устранение коррупционных рисков и совершенствование управленческого процесса.
1.5. Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются:
обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;
компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов;
сотрудничество с иными государственными органами власти и организациями, а также их должностными лицами при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

2. Коррупциогенные факторы

2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организаций (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организаций (их должностных лиц).
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организации, принявших первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.9. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3. Инструменты обнаружения коррупциогенных факторов

Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах проектов документов следует:
3.1. Проанализировать полномочия органов местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы

4.1. Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов, действующих в потенциально коррупциогенных сферах, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распоряжением бюджетными средствами, управлением муниципальным имуществом и земельными ресурсами, предоставлением льгот, осуществлением контрольных функций.
4.2. Экспертиза на коррупциогенность (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) может проводиться:
разработчиком нормативного правового акта при его подготовке;
уполномоченным должностным лицом (специалистом) в рамках общеправовой экспертизы документов (проектов документов);
иными специалистами по поручению главы Афанасьевского муниципального округа.
4.3. Последовательность проведения антикоррупционной экспертизы:
4.3.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
Необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта нормативного правового акта или его проекта, разработанного органом местного самоуправления.
4.3.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа или положения проекта документа и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3.3. Заключительный этап - визирование проекта документа либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Положения, которые не содержат коррупциогенные факторы, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в проекте документа признаков коррупциогенности.
4.5. Подписанное заключение направляется главе Афанасьевского муниципального округа.
4.6. Орган местного самоуправления Афанасьевского муниципального округа, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
Повторная антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном настоящим Положением.
4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.
4.7. Проекты нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы, подлежат доработке разработчиками проектов нормативных правовых актов в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения.
4.8. В случае отсутствия в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов в заключении по результатам предварительной юридической экспертизы делается об этом соответствующая запись.

5. Порядок проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов

5.1. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов осуществляется юрисконсультом администрации Афанасьевского муниципального округа.
5.2. Сроки проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов - в течение десяти рабочих дней со дня получения основания для проведения такой экспертизы.
5.3. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов составляется заключение в соответствии с пунктом 4.4 раздела 4 настоящего Положения.
5.4. Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы выносится на обсуждение при главе Афанасьевского муниципального округа:
проверяется соответствие заключения антикоррупционной экспертизы требованиям настоящего Положения;
готовятся для разработчиков нормативных правовых актов рекомендации.
5.5. В работе при обсуждении с правом совещательного голоса могут принимать участие заинтересованные депутаты Думы Афанасьевского муниципального округа, эксперты, представители администрации Афанасьевского муниципального округа.
5.6. По результатам обсуждения заключения принимается решение:
оставить без изменения действующий нормативный правовой акт;
устранить или уменьшить влияние коррупциогенных факторов внесением изменений в действующий нормативный правовой акт;
отменить действующий нормативный правовой акт.
5.7. Рекомендации, принятые при обсуждении, оформляются протоколом, подписываются главой Афанасьевского муниципального округа и приобщаются к действующему нормативному правовому акту вместе с заключением антикоррупционной экспертизы.
Действующий нормативный правовой акт с приложенными к нему документами направляется инициатору проведения антикоррупционной экспертизы.





Приложение
к Положению
об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов
и их проектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мною, ________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
в соответствии с Положением об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов проведена экспертиза проекта нормативного правового акта ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта)
в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В представленном проекте выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, отмеченные в приведенной ниже таблице:

Коррупциогенные факторы
Структурная единица проекта НПА, содержащая коррупциогенные факторы
1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления

1.1. Широта дискреционных полномочий

1.2. Определение компетенции по формуле "вправе"

1.3. Выборочное изменение объема прав

1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества

1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции

1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий

1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур

1.8. Отказ от конкурсных процедур

1.9. Нормативные коллизии

2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям

2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права

2.2. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами)

2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность


Предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов:

Ф.И.О. лица, проводившего экспертизу,
наименование замещаемой должности, дата


------------------------------------------------------------------