Постановление администрации города Кирова от 07.02.2023 N 355-п "Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования "Город Киров" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2023 г. в„– 355-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КИРОВ" НА 2023 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ

1
В соответствии со статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
в целях реализации ответственной долговой политики муниципального
образования "Город Киров" и повышения ее эффективности администрация города
Кирова постановляет:
1. Утвердить основные направления долговой политики муниципального образования "Город Киров" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Прилагаются.
2. Признать утратившим силу постановление администрации города Кирова от 28.12.2021 в„– 3208-п "Об утверждении основных направлений долговой политики муниципального образования "Город Киров" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Кирова (по вопросам экономики и финансов).

Глава администрации
города Кирова
В.Н.СИМАКОВ





Утверждены
постановлением
администрации г. Кирова
от 7 февраля 2023 г. в„– 355-п

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД КИРОВ"
НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления долговой политики муниципального образования "Город Киров" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - долговая политика) являются частью бюджетной политики муниципального образования "Город Киров" и определяют основные цели, задачи и направления деятельности по управлению муниципальным долгом муниципального образования "Город Киров" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Долговая политика направлена на создание эффективной системы управления муниципальным долгом для обеспечения потребностей бюджета муниципального образования "Город Киров" в заемном финансировании, оптимизацию структуры долга с целью минимизации его обслуживания, с учетом сокращения рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований.
Основные направления долговой политики учитываются при формировании и исполнении бюджета муниципального образования "Город Киров" (далее - бюджет) на очередной финансовый год и на плановый период.

2. Итоги реализации долговой политики

С 2017 года долговая политика направлена на снижение объема муниципального долга муниципального образования "Город Киров" (далее - муниципальный долг) и удешевление стоимости обслуживания долговых обязательств.
За последние 6 лет объем муниципального долга уменьшился на 290,2 млн. рублей: с 2650,2 млн. рублей по состоянию на 01.01.2018 до 2360 млн. рублей по состоянию на 01.01.2023.
Структура муниципального долга представлена в таблице.

Наименование показателя
На 01.01.2018
На 01.01.2019
На 01.01.2020
На 01.01.2021
На 01.01.2022
На 01.01.2023
1
2
3
4
5
6
7
1. Общий объем муниципального долга, млн. рублей
2 650,2
2 525,1
2 474,0
2 530,0
2 360,0
2 360,0
в том числе:






кредиты кредитных организаций, млн. рублей
2 605,0
2 474,0
2 474,0
2 530,0
2 360,0
1 300,0
бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. рублей





1 060,0
муниципальные гарантии муниципального образования "Город Киров", млн. рублей
45,2
51,1




2. Отношение объема муниципального долга к годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
44,5
40,2
38,8
41,4
32,2
30,2
3. Расходы на обслуживание муниципального долга, млн. рублей
211,6
193,1
180,1
184,8
147,7
112,4

Все долговые обязательства муниципального образования "Город Киров" выражены в валюте Российской Федерации.
Благодаря федеральным мерам государственной поддержки в 2022 году муниципальному образованию "Город Киров" из областного бюджета предоставлен бюджетный кредит для погашения кредитов кредитных организаций в объеме 1060 млн. рублей, что привело к изменению структуры муниципального долга. По состоянию на 1 января 2023 года кредиты кредитных организаций составили 55,1% в общем объеме муниципального долга, бюджетные кредиты - 44,9%. Изменение структуры муниципального долга в связи с замещением кредитов кредитных организаций бюджетными кредитами позволило значительно сократить объем расходов на обслуживание муниципального долга в 2022 году.
Муниципальные гарантии муниципального образования "Город Киров" не предоставляются с 2014 года. Обязательств по муниципальным гарантиям муниципального образования "Город Киров" в структуре муниципального долга нет.
В рассматриваемом периоде проводилась взвешенная долговая политика, в том числе посредством замещения банковских кредитов бюджетными кредитами, а также рефинансирование коммерческих кредитов. Мониторинг состояния финансового рынка и своевременное заключение новых контрактов с кредитными организациями на привлечение кредитных ресурсов позволили снизить стоимость долговых обязательств по коммерческим кредитам: средняя ставка по кредитам кредитных организаций на 01.01.2018 составляла 9,32% годовых, на 01.01.2022 - 8,14% годовых.
В целях минимизации расходов на обслуживание муниципального долга обеспечивалось досрочное погашение кредитов кредитных организаций, в том числе за счет:
временно свободных средств на едином счете бюджета;
краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Кировской области, по ставке 0,1% годовых;
бюджетных кредитов, предоставленных бюджету муниципального образования "Город Киров" из областного бюджета, в целях погашения долговых обязательств муниципального образования по кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций, по ставке 0,1% годовых.
В результате проводимых мероприятий долговая нагрузка на бюджет на 01.01.2023 составила 30,2% и снизилась по сравнению с 2018 годом на 14,3 процентного пункта.
По результатам оценки долговой устойчивости, проведенной министерством финансов Кировской области в 2022 году по итогам за 2021 год, муниципальное образование "Город Киров" относится к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Для повышения долговой устойчивости муниципального образования "Город Киров" необходимо дальнейшее уменьшение уровня долговой нагрузки на бюджет, поэтапное снижение которой является одной из основных задач долговой политики муниципального образования "Город Киров".

3. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики

Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
уровень долговой нагрузки на бюджет;
необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств муниципального образования "Город Киров" в полном объеме;
уровень ключевой ставки, установленный Банком России.

4. Цели и задачи долговой политики

Основными целями долговой политики являются обеспечение сбалансированности и устойчивости исполнения бюджета, проведение взвешенной политики в области муниципальных заимствований, направленной на снижение показателей долговой устойчивости до уровня, позволяющего отнести муниципальное образование "Город Киров" к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Реализация долговой политики будет направлена на решение следующих задач:
поддержание объема муниципального долга и расходов на его обслуживание в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств муниципального образования "Город Киров";
равномерное распределение долговой нагрузки по годам;
осуществление досрочного погашения обязательств муниципального образования "Город Киров".

5. Инструменты реализации долговой политики

Долговая политика будет реализовываться посредством выполнения следующих мероприятий:
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных дополнительными источниками поступлений в бюджет;
привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, а также бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Преимуществом использования данного инструмента являются низкие процентные ставки, позволяющие сократить расходы бюджета на обслуживание муниципального долга;
планирование и осуществление муниципальных заимствований исходя из графиков погашения долговых обязательств;
обеспечение равномерного распределения сумм погашения долговых обязательств по годам с целью недопущения "пиков" платежей;
привлечение остатков средств на казначейских счетах на единый счет бюджета при возникновении кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета.

6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления муниципальным долгом

В достижении целей долговой политики важное место занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. В условиях ограниченности собственных доходов бюджета для исполнения в полном объеме принятых расходных обязательств муниципального образования "Город Киров" основными рисками при управлении муниципальным долгом являются:
изменение норм федерального и областного законодательства, влекущее за собой снижение доходов бюджета и (или) увеличение расходов бюджета;
риск невыполнения утвержденных прогнозируемых поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных и долговых обязательств;
риск роста процентных ставок, обусловленный ухудшением геополитической и экономической ситуации в стране. Рост процентных ставок на рынке заимствований грозит возникновением непредвиденных расходов бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание муниципального долга;
риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществлять новые заимствования для погашения имеющихся долговых обязательств.
Своевременное выявление и оценка рисков для бюджета, возникающих в процессе управления муниципальным долгом, позволит снизить их наступление и обеспечить долговую устойчивость бюджета.


------------------------------------------------------------------