По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Кировского областного суда от 03.02.2023 по делу N 3а-1/2023 <О признании частично недействующим адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, утв. постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 N 254/210 >
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-1/2023
Кировский областной суд в составе:
судьи Моисеева К.В.,
при секретаре С.,
при участии прокурора Шибановой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. к Правительству Кировской области об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта,
установил:
В. обратился в Кировский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, о признании недействующими пунктов <данные изъяты> адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 в„– 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" в редакции постановления Правительства Кировской области от 21.09.2022 в„– 510-П", в отношении многоквартирного дома в„– <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества данного многоквартирного дома, а именно крыши с планового периода 2034 - 2036 годов на 2041 - 2043 годы, электроснабжения с планового периода 2037 - 2039 годов на 2048 - 2050 годы, ремонта системы горячего водоснабжения с планового периода 2042 - 2043 годов на 2046 - 2048 годы, ремонта системы холодного водоснабжения с планового периода 2042 - 2043 годов на 2046 - 2048 годы. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры в„– <данные изъяты> в многоквартирном доме в„– <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, который включен названным постановлением Правительства Кировской области в программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и установлены сроки проведения данных работ. Однако в дальнейшем оспариваемыми пунктами адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, перечень ремонтных работ и сроки их проведения, предусмотренные программой в отношении данного многоквартирного дома, были изменены при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что противоречит требованиям ч. 4 ст. 168 ЖК РФ и нарушает его права и законные интересы как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
В судебном заседании административный истец В. доводы и требования административного искового заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Правительства Кировской области - Ф., представлявшая также интересы министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, и представитель заинтересованного лица НО "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" - У. административное исковое заявление не признали, указывая на то, что при актуализации программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области и изменении сроков проведения ремонтных работ принимались во внимание критерии, установленные Законом Кировской области от 02.07.2013 в„– 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области", а именно: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, дата проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома, полнота поступлений взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и необходимость проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Ш., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом "ж" части 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.
В силу подпункта 8.3 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, возложено частью 1 статьи 167 ЖК РФ на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Подпунктом "н" статьи 10 Закона Кировской области от 26.07.2001 в„– 10-ЗО "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" к полномочиям Правительства Кировской области отнесено осуществление иных полномочий, возложенных на него законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, законами области, указами и распоряжениями Губернатора области.
Согласно ч. 1 ст. 168, п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включающая в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Кировской области регулируются Законом Кировской области от 02.07.2013 в„– 298-ЗО "О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области".
Частью 1 статьи 2 Закона Кировской области от 02.07.2013 в„– 298-ЗО закреплено, что региональная (областная) программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области, утверждается Правительством Кировской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Кировской области от 26.07.2001 в„– 10-ЗО нормативные правовые акты Правительства области, устанавливающие общие, подлежащие многократному применению правила поведения индивидуально не определенных физических и юридических лиц в сфере осуществления государственного управления на территории области, а также устанавливающие общий порядок деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти области, принимаются в форме постановлений и подписываются Председателем Правительства области.
21.03.2014 Правительством Кировской области принято постановление в„– 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области", приложением к которому является адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации данной программы.
В названный адресный перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области включен многоквартирный жилой дом в„– <данные изъяты> по ул. <данные изъяты>, установлены сроки и виды работ подлежащих проведению в нем, а именно: в плановый период 2041 - 2043 гг. - ремонт крыши, 2043 г. - ремонт электроснабжения.
Постановлением Правительства Кировской области от 21.02.2018 в„– 81-П внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 21.03.2014 в„– 254/210, в том числе в адресном перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, относительно многоквартирного жилого дома в„– <данные изъяты> изменены ранее предусмотренные сроки и установлены дополнительные виды работ, подлежащих проведению в нем.
Так, ремонт крыши перенесен на плановый период 2034 - 2036 гг., ремонт электроснабжения перенесен на плановый период 2037 - 2039 гг., в плановый период 2042 - 2043 гг. включен ремонт системы горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Кировской области от 01.04.2019 в„– 127-П внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 21.03.2014 в„– 254/210, в том числе в адресном перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, относительно многоквартирного жилого дома в„– <данные изъяты> изменены ранее предусмотренные сроки и установлены дополнительные виды работ, подлежащих проведению в нем.
Ремонт электроснабжения перенесен на плановый период 2041 - 2043 гг., ремонт системы горячего водоснабжения перенесен на плановый период 2042 - 2043 гг., в плановый период 2042 - 2043 гг. включен ремонт системы холодного водоснабжения.
Постановлением Правительства Кировской области от 29.06.2021 в„– 322-П внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 21.03.2014 в„– 254/210, в том числе в адресном перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, относительно многоквартирного жилого дома в„– <данные изъяты> изменены ранее предусмотренные сроки и установлены дополнительные виды работ, подлежащих проведению в нем.
Ремонт крыши перенесен на плановый период 2041 - 2043 гг., ремонт электроснабжения перенесен на плановый период 2041 - 2043 гг., ремонт систем горячего и холодного водоснабжения перенесен на плановый период 2042 - 2044 гг.
Постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2022 в„– 510-П внесены изменения в постановление Правительства Кировской области от 21.03.2014 в„– 254/210, в том числе в адресном перечне многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, относительно многоквартирного жилого дома в„– <данные изъяты> изменены ранее предусмотренные сроки и установлены дополнительные виды работ, подлежащих проведению в нем.
Ремонт крыши запланирован на плановый период 2041 - 2043 гг. (пункт <данные изъяты>), ремонт электроснабжения перенесен на плановый период 2048 - 2050 гг. (пункт <данные изъяты>), ремонт систем горячего и холодного водоснабжения перенесен на плановый период 2046 - 2048 гг. (пункты <данные изъяты> соответственно).
Указанные постановления опубликованы на официальном информационном сайте Правительства Кировской области www.kirovreg.ru, являющемся официальным изданием для опубликования правовых актов Кировской области в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона Кировской области от 14.10.2013 в„– 325-ЗО "О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области", пунктом 1.6 Положения об официальном информационном сайте Правительства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 07.10.2015 в„– 64/639 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Кировской области и иных органов исполнительной власти Кировской области, размещаемой на официальном информационном сайте Правительства Кировской области".
А также названные правовые акты, вопреки доводам административного истца, опубликованы на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый административным истцом нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия и официального опубликования.
Часть 5 статьи 168 ЖК РФ устанавливает, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
При этом в силу части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исключения из данного правила определены в названной норме, и их перечень носит исчерпывающий характер.
В ходе рассмотрения данного административного дела установлено, что собственники многоквартирного дома в„– <данные изъяты> не принимали решения о переносе сроков проведения работ по капитальному ремонту общего имущества данного дома.
При этом доводы Правительства Кировской области о том, что изменение сроков проведения ремонтных работ соответствует требованиям действующего законодательства, со ссылкой на критерии, установленные Законом Кировской области от 02.07.2013 в„– 298-ЗО, нельзя признать состоятельными, поскольку положения ч. 4 ст. 168 ЖК РФ не относят данные обстоятельства к обстоятельствам, с которыми закон связывает возможность переноса установленных сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на более поздние сроки.
Доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 168 ЖК РФ, административным ответчиком суду не представлено.
При таком положении, принимая во внимание, что оспариваемое постановление Правительства Кировской области предусматривает перенос установленных сроков проведения работ в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние периоды без соответствующего решения собственников данного многоквартирного дома и в отсутствие предусмотренных законом оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома на более поздние сроки, закрепленных в части 4 статьи 158 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Кировской области в оспариваемой части противоречит установленным федеральным законом правилам и нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных областной программой ремонтных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт противоречил нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, на момент своего принятия, он в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ настоящее решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 300 руб. 00 коп., относятся на административного ответчика и подлежат возмещению административному истцу.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты <данные изъяты> адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 в„– 254/210 "Об областной программе "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" в редакции постановления Правительства Кировской области от 21.09.2022 в„– 510-П, в отношении многоквартирного дома в„– <данные изъяты> в части переноса работ по ремонту крыши с 2034 - 2036 годов на 2041 - 2043 годы, электроснабжения с 2037 - 2039 годов на 2048 - 2050 годы, ремонта системы горячего водоснабжения с 2042 - 2043 годов на 2046 - 2048 годы, ремонта системы холодного водоснабжения с 2042 - 2043 годов на 2046 - 2048 годы.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов Правительства Кировской области.
Взыскать с Правительства Кировской области в пользу В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда
К.В.МОИСЕЕВ
Мотивированное решение суда составлено 08.02.2023.
------------------------------------------------------------------