Распоряжение министерства образования Кировской области от 31.05.2023 N 639 "О деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 мая 2023 г. в„– 639

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С целью организации деятельности единой региональной методической службы в системе образования Кировской области:
1. Утвердить Положение о деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области согласно приложению в„– 1.
2. Утвердить комплекс мер ("дорожную карту") по созданию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области согласно приложению в„– 2.
3. Утвердить Положение о региональном методическом активе Кировской области согласно приложению в„– 3.
4. Утвердить Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников Кировской области согласно приложению в„– 4.
5. Определить Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" учреждением, ответственным за функционирование системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области.
6. Финансовое обеспечение деятельности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области осуществляется в пределах средств и объемов предельной штатной численности работников, предусмотренных Кировскому областному государственному образовательному автономному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области".
7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя министра образования Кировской области Воронкину Е.С.

Министр образования
Кировской области
О.Н.РЫСЕВА





Приложение в„– 1

Утверждено
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 31 мая 2023 г. в„– 639

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области (далее - Положение, система научно-методического сопровождения) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кировской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 в„– 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 в„– 16;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 в„– 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 в„– 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 в„– 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 в„– Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. в„– Р-174";
распоряжение министерства образования Кировской области от 10.02.2020 в„– 130 "Об утверждении Положения о единой региональной методической службе в системе образования Кировской области";
распоряжение министерства образования Кировской области от 16.10.2020 в„– 299 "О концепции создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Кировской области".
1.3. В целях реализации настоящего Положения используются следующие понятия:
единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе к повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программы ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РС НМС) - региональный сегмент единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников; в состав регионального методического актива входят сотрудники ЦНППМ, в том числе сетевые методисты, руководители областных, окружных, муниципальных методических объединений, представители педагогических сообществ (ассоциации, клубы и т.д.), методисты муниципальных методических служб, методисты профильных ресурсных центров, методисты опорных школ Кировской области;
тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;
методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; к педагогическим работникам в целях настоящего Положения не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, региональном уровне;
профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
2. Цель, задачи и принципы деятельности РС НМС.
2.1. Целью деятельности РС НМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом ЕФС, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачами деятельности РС НМС являются:
совершенствование единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также методическое сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе ЦНППМ;
обеспечение наполнения Федерального реестра программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников и управленческих кадров на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогов;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами деятельности РС НМС являются:
соответствие деятельности РС НМС приоритетным задачам в сфере образования, целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
совместное планирование и принятие решений на региональном уровне, активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней, взаимная ответственность, принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
соответствие реализуемых в Кировской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов.
Методологической основой деятельности РС НМС являются:
системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
личностно-ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогических работников и управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
3. Структура и субъекты РС НМС.
3.1. РС НМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования Кировской области, осуществляющее функции:
утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию РС НМС;
обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) для достижения показателей функционирования РС НМС;
осуществление мониторинга эффективности деятельности РС НМС;
обеспечение заключения трехсторонних соглашений между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, министерством образования Кировской области и Кировским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" (далее - КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области"), на базе которого функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечение финансирования РС НМС.
3.2.2. КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", осуществляющее функции:
обеспечение разработки программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
организацию и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
обеспечение проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами;
руководство деятельностью региональных инновационных площадок;
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
выполнение иных задач и функций, возложенных учредителем.
3.2.3. ЦНППМ, структурное подразделение КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", который выступает координатором деятельности РС НМС и осуществляет следующие функции:
обеспечение комплексного взаимодействия с Федеральным оператором, в том числе работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координацию деятельности РС НМС;
организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров региона, в том числе по новейшим программам ДПО;
организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координацию методической деятельности областных и окружных методических объединений;
проведение ежегодных рабочих совещаний с представителями регионального методического актива;
обеспечение ведения реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечение обучения работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
создание условий (кадровых, материально-технических, методических и иных) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров.
Сотрудники ЦНППМ ежегодно проходят обучение на базе координатора ЕФС.
3.2.4. ФГБОУ ВО "Вятский государственный университет", осуществляющее функции:
планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций.
3.2.5. Региональный методический актив, который осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ дополнительного профессионального образования;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров на уровне образовательной организации;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация мероприятий по "горизонтальному" обучению и взаимообучению педагогов;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам, в том числе в вопросах профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
Региональный методический актив в своей деятельности руководствуется Положением о региональном методическом активе, утвержденным настоящим распоряжением.
3.2.6. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры, которые:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников, в том числе школ с низкими образовательными результатами;
проводят заседания методических объединений;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.2.7. Колледжи и региональные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей (далее - РУМО), которые обеспечивают:
участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке примерных образовательных программ и развитии содержания среднего профессионального образования;
координацию деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
Региональный координатор деятельности РУМО - кафедра профессионального образования КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области".
3.2.8. Учебно-методическое объединение в системе общего образования Кировской области, которое осуществляет деятельность по следующим направлениям:
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам образования;
оказание информационной, консультационной и экспертной поддержки образовательным организациям, действующим в сфере общего образования, общественно-профессиональным объединениям и ассоциациям педагогов, учебно-методическим и методическим объединениям в сфере своей деятельности;
организация и проведение конференций, семинаров, совещаний и иных мероприятий по вопросам совершенствования системы общего образования.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальная методическая служба Кировской области (далее - ММС), осуществляющая функции:
координацию методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
обеспечение изучения запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
обеспечение переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников и т.п.);
координацию деятельности муниципальных методических объединений;
предоставление в ЦНППМ информации о муниципальной системе методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Методисты ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Муниципальные методические объединения, осуществляющие функции:
обеспечение методической поддержки педагогических работников по актуальным вопросам обучения и воспитания, в том числе школ с низкими образовательными результатами;
проведение заседаний методических объединений;
создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации, осуществляющий функции:
обеспечение взаимодействия с региональным методическим активом, ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организацию и сопровождение деятельности профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создание в образовательной организации профессиональных сообществ (самообучающихся организаций) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проведение семинаров, мастер-классов, стажировок для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников, осуществляющие функции:
создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организацию непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организацию взаимодействия и "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализацию программы наставничества;
оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др., осуществляющие "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализацию программы наставничества.
4. Основные механизмы формирования и функционирования РС НМС.
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РС НМС:
распоряжение министерства образования Кировской области от 10.02.2020 в„– 130 "Об утверждении Положения о единой региональной методической службе в системе образования Кировской области";
распоряжение министерства образования Кировской области "Об утверждении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными организациями, подведомственными министерству образования Кировской области", утверждающее ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров;
настоящее распоряжение.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств областного бюджета на разработку и реализацию программ ДПО с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре и реализуемых координатором ЕФС, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование кадрового состава РС НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых координатором ЕФС.
4.4. Обеспечение Федерального реестра программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.5. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Кировской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования.
4.6. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных координатором ЕФС, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.7. Использование цифровой экосистемы ДПО для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования в Кировской области.
5. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития РС НМС.
Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
Направление 1. Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер ("дорожные карты"), соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
Направление 2. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций в соответствии с Положением об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников Кировской области, утвержденным настоящим распоряжением;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
Направление 3. Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных дополнительных профессиональных программ, реализуемых в Кировской области, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
6. Механизмы взаимодействия субъектов РС НМС.
6.1. Предметом взаимодействия субъектов РС НМС является:
разработка программ ДПО для включения в Федеральный реестр;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений областного, окружного, муниципального уровней (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
6.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РС НМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
7. Показатели эффективности функционирования РС НМС.
7.1. При разработке показателей эффективности функционирования РС НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Кировской области в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования РС НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Кировской области.
7.2. К показателям эффективности функционирования РС НМС относятся:
разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно);
разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года);
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд субъекта Российской Федерации);
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%);
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ (не менее 10% ежегодно);
доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ (не менее 10% ежегодно);
доля программ ДПО, размещенных в Федеральном реестре, в общем количестве программ ДПО, реализуемых организацией дополнительного профессионального образования.
7.3. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга, проводимого КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области";
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официального сайта министерства образования Кировской области, КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", ММС, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Кировской области);
изучение нормативных правовых документов министерства образования Кировской области, КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", ММС, образовательных организаций.
7.4. Мониторинг проводится КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области" не реже одного раза в год. По результатам мониторинга осуществляется анализ данных, разрабатываются адресные рекомендации.





Приложение в„– 2

Утвержден
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 31 мая 2023 г. в„– 639

КОМПЛЕКС МЕР ("ДОРОЖНАЯ КАРТА")
ПО СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

в„– п/п
Наименование системообразующего мероприятия регионального уровня
Наименование мероприятия
Ответственный субъект РС НМС
Ответственный исполнитель (соисполнители)
Срок
Результат выполнения мероприятия
Направление 1
"Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
1.1.
Сопровождение разработки и внедрения документации, сопровождающей функционирование региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РС НМС)
разработка Положения о РС НМС
министерство образования Кировской области
КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области" (далее - ИРО Кировской области)
май 2023 года
утверждено Положение о РС НМС
разработка комплекса мер ("дорожной карты") по функционированию РС НМС на период до 2024 года
министерство образования Кировской области
ИРО Кировской области
май 2023 года
утвержден комплекс мер ("дорожная карта") по функционированию РС НМС на период до 2024 года
заключение соглашений (договоров) о совместной деятельности, в том числе с научно-методическими центрами сопровождения педагогических работников
министерство образования Кировской области
ИРО Кировской области
в течение 2023, 2024 годов
заключено не менее 5 соглашений о сотрудничестве
1.2.
Формирование и организация деятельности регионального методического актива
разработка Положения о региональном методическом активе
министерство образования Кировской области
ИРО Кировской области
июнь 2023 года
разработано Положение о региональном методическом активе
рабочее совещание с представителями регионального методического актива
ИРО Кировской области
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ)
июнь ежегодно
ежегодно организуются совещания с представителями регионального методического актива
1.3.
Разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС
разработка критериев эффективности функционирования РС НМС
министерство образования Кировской области
ИРО Кировской области
июнь 2023 года
разработаны критерии эффективности функционирования РС НМС
мониторинг эффективности функционирования РС НМС
министерство образования Кировской области
ИРО Кировской области
май, ноябрь ежегодно
проведены мониторинги эффективности функционирования РС НМС (два раза в год)
Направление 2
"Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров"
2.1.
Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов
организация диагностики уровня профессиональных компетенций педагогических работников по категориям
ИРО Кировской области
ИРО Кировской области
февраль - март, сентябрь - ноябрь ежегодно
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ, не менее 10% ежегодно
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций
ИРО Кировской области
ЦНППМ
февраль - март, сентябрь - ноябрь ежегодно
доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ, не менее 10% ежегодно
организация прохождения педагогами курсов повышения квалификации на базе ИРО Кировской области, в том числе из Федерального реестра
ИРО Кировской области
ЦНППМ, кафедры и центры ИРО Кировской области
по графику курсовой подготовки ИРО Кировской области ежегодно
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций, к 2024 году - не менее 30%
организация прохождения педагогами курсов повышения квалификации на базе Академии Минпросвещения России
ИРО Кировской области
ЦНППМ
в сроки, определенные Академией Минпросвещения России
2.2.
Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников
организация мероприятий по "горизонтальному" обучению и взаимообучению педагогов, в том числе посткурсовое сопровождение программ дополнительного профессионального образования
ИРО Кировской области
ЦНППМ, региональный методический актив
по плану мероприятий ИРО Кировской области.
По планам областных, окружных, муниципальных методических объединений
организовано взаимодействие и взаимообучение педагогов региональным методическим активом, в том числе при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, профилактика профессионального выгорания педагогов
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование")
ИРО Кировской области
ИРО Кировской области
по графику курсовой подготовки ИРО Кировской области ежегодно
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников
ИРО Кировской области
ИРО Кировской области
ежегодно
2.3.
Организация деятельности единой региональной методической службы
проведение заседаний областных методических объединений
ИРО Кировской области
ЦНППМ, региональный методический актив
по плану мероприятий ИРО Кировской области.
По планам областных, окружных, муниципальных методических объединений
на областном, окружном, муниципальном уровнях действует система методических объединений, разработаны планы работы, проводятся методические мероприятия
2.4.
Внедрение и реализация целевой модели наставничества
разработка и внедрение различных форм адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы
ИРО Кировской области
ЦНППМ, региональный методический актив
ежегодно
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%)
адресная методическая поддержка, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров
ИРО Кировской области
ЦНППМ, региональный методический актив
постоянно
организовано оказание адресной методической поддержки и консультирование педагогических работников и управленческих кадров
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами
ИРО Кировской области
ЦНППМ, региональный методический актив
ежегодно
все общеобразовательные организации, включенные в текущем году в федеральный список школ с низкими образовательными результатами, направили управленческие и педагогические команды на курсы повышения квалификации, педагоги данных школ прошли диагностику уровня профессиональных компетенций с последующим построением индивидуальных образовательных маршрутов
Направление 3
"Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования"
3.1.
Информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования
подбор и размещение информации и ссылок на образовательные ресурсы Академии Минпросвещения России, муниципальных методических служб Кировской области, профессиональных сообществ, издательств, цифровые образовательные платформы и т.п.
ИРО Кировской области
ЦНППМ
июнь 2023 года, далее - постоянно
создан и регулярно наполняется раздел "Навигатор образовательных ресурсов" на официальном сайте ИРО Кировской области
создание, наполнение и сопровождение раздела "Навигатор образовательных ресурсов" на официальном сайте ИРО Кировской области
ИРО Кировской области
ЦНППМ
июнь 2023 года, далее - постоянно
3.2.
Обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми)
подготовка методических рекомендаций
ИРО Кировской области
ЦНППМ
по плану мероприятий ИРО Кировской области
разработаны методические рекомендации по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик
ИРО Кировской области
ЦНППМ
июнь ежегодно
сформирован и пополняется банк лучших региональных практик РС НМС (базы данных дополнительных профессиональных программ, реализуемых в Кировской области, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.)
3.3.
Руководство деятельностью инновационных площадок
организация деятельности региональных инновационных площадок по реализации проектов
министерство образования Кировской области
ИРО Кировской области
ежегодно
региональные инновационные площадки функционируют в соответствии с обновленной нормативно-правовой базой, разрабатывают инновационные продукты по актуальным направлениям развития системы образования





Приложение в„– 3

Утверждено
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 31 мая 2023 г. в„– 639

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕГИОНАЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ АКТИВЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о региональном методическом активе Кировской области (далее - Положение, РМА) определяет цели и задачи, механизмы формирования, организационные и содержательные основы деятельности, права и обязанности РМА в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кировской области.
1.2. РМА - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников. РМА создается в целях содействия функционированию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников, оказания адресной методической поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам Кировской области.
Иные понятия, используемые в настоящем Положении, употребляются в значениях, установленных Положением о деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области, утвержденным настоящим распоряжением.
2. Механизмы формирования РМА.
2.1. Состав РМА формируется из руководящих и педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию, стаж работы по специальности не менее 5 лет, высокий результат по итогам прохождения диагностики предметных и/или методических компетенций. В состав методического актива региональных методистов входят:
сотрудники ЦНППМ, в том числе сетевые методисты;
руководители областных, окружных, муниципальных методических объединений;
представители педагогических сообществ (ассоциации, клубы и т.д.);
методисты муниципальных методических служб;
методисты профильных ресурсных центров;
методисты опорных школ;
председатели и члены региональных предметных комиссий государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
2.2. Ответственным за организацию деятельности РМА Кировской области является ЦНППМ, который выступает координатором деятельности РС НМС и является структурным подразделением Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" (далее - КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области").
2.3. Региональные методисты могут являться штатными сотрудниками образовательной организации (основное место работы) и выполнять функции регионального методиста по совместительству или договору гражданско-правового характера, в том числе в КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области", либо являться штатными сотрудниками КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области" (основное место работы) и осуществлять педагогическую деятельность в образовательной организации или иной организации, обеспечивающей методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров.
2.4. Закрепление регионального методиста за педагогическими работниками преимущественно осуществляется в соответствии с территориальной близостью к месту жительства или работы регионального методиста и транспортной доступностью муниципальных образований, на территории которых находятся образовательные организации, где осуществляют свою профессиональную деятельность закрепленные педагогические работники.
2.5. Для определения необходимого количества региональных методистов собирается и анализируется информация о количестве педагогов в регионе по каждому учебному предмету. Численный состав региональных методистов определяется из расчета 1 единица на 250 педагогических работников и фиксируется в соответствии с формой согласно приложению в„– 1 к настоящему Положению.
2.6. Распределение образовательных организаций и закрепление региональных методистов за педагогическими работниками, формирование списков регионального методического актива в соответствии с формой согласно приложению в„– 2 к настоящему Положению осуществляется сотрудниками ЦНППМ.
3. Направления деятельности РМА.
3.1. РМА осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров на уровне образовательной организации;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация и проведение образовательных событий, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
обеспечение поддержки молодым педагогам и реализация программ наставничества педагогических работников;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
4. Взаимодействие регионального методического актива с образовательными организациями.
4.1. Оказание адресной методической поддержки педагогическим работникам предполагает взаимодействие РМА с педагогами и руководством образовательных организаций, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность, ориентированное на совместное выявление педагогических проблем и оказание помощи педагогам в преодолении затруднений.
4.2. Взаимодействие регионального методиста с руководителем образовательной организации, его заместителями и педагогами основывается на взаимном уважении, доверии, сотрудничестве и принципах педагогической этики. Кроме того, в основе взаимодействия регионального методиста с педагогами лежат следующие принципы методического сопровождения педагогических работников:
принцип мобильности и адресности предусматривает оперативное реагирование на изменяющиеся запросы и профессиональные дефициты отдельных педагогов и педагогических коллективов;
принцип персонификации предполагает определение задач построения индивидуальных образовательных маршрутов педагогов на основе результатов диагностики профессиональных компетенций;
принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы связан с добровольностью участия педагога в различных формах методической работы, в том числе специально организованных творческих групп/пар.
4.3. В ходе работы с закрепленными учителями-предметниками, в зависимости от цели посещения образовательной организации, региональный методист может осуществлять следующие виды работ:
участие в выявлении профессиональных затруднений педагога;
анализ рабочих программ учебных предметов, курсов по выбору, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности;
анализ планов-конспектов (технологических карт) уроков (внеурочных занятий);
посещение и анализ уроков, внеурочных занятий;
анализ классных журналов и журналов учета внеурочной деятельности;
анализ материалов для подготовки к всероссийским проверочным работам и к государственной итоговой аттестации;
анализ оснащения учебного предмета и использования УМК;
анализ работы педагога с разномотивированными обучающимися.
Взаимодействие регионального методиста с закрепленными за ним педагогами может осуществляться как в очном, так и в дистанционном режимах.
5. Права и обязанности РМА.
5.1. РМА имеет право:
взаимодействовать с КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", органами местного самоуправления, осуществляющими функции управления в сфере образования, образовательными организациями области в рамках обеспечения достижения целей и выполнения задач РМА;
организовывать и участвовать в мероприятиях, связанных с целью и задачами деятельности РМА;
повышать свою профессиональную квалификацию;
участвовать в обсуждении и решении вопросов, направленных на оптимизацию процессов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров Кировской области;
получать в пределах своего функционала информацию для организации процесса непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.
5.2. РМА обязан:
содействовать достижению цели и задач РС НМС;
принимать активное участие в реализации направлений деятельности и мероприятий РС НМС в рамках своей компетенции;
обеспечивать эффективность адресного методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области;
предоставлять информацию о результатах своей деятельности ЦНППМ (дважды в год (июнь, декабрь)).





Приложение в„– 1
к Положению

Численный состав регионального методического актива
в 20__/__ учебном году

в„– п/п
Наименование
Количество педагогических работников
Количество методистов
предметной области
учебного предмета
рекомендуемое
фактическое
1.
Русский язык и литература
русский язык



литература
2.
Иностранные языки
английский



немецкий



французский



испанский



китайский



3.
Математика и информатика
математика



информатика



4.
Общественно-научные предметы
история



обществознание



география



5.
Естественно-научные предметы
физика



химия



биология



ВСЕГО









Приложение в„– 2
к Положению

Список региональных методистов, закрепленных
за педагогическими работниками образовательных организаций
________________________________________________
(название субъекта Российской Федерации)
в 20__/__ учебном году

в„– п/п
ФИО методиста
Направление деятельности
Закрепление
учебный предмет
иное (указать)
муниципальное образование
образовательная организация
количество педагогов
1.





















2.




















4.






5.











Приложение в„– 4

Утверждено
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 31 мая 2023 г. в„– 639

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ МАРШРУТЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников Кировской области определяет порядок сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ) педагогических работников и управленческих кадров Кировской области в контексте непрерывного повышения профессионального мастерства, функции субъектов реализации ИОМ.
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении, употребляются в значениях, установленных Положением о деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области, утвержденным настоящим распоряжением.
2. Цель и функции ИОМ.
2.1. Цель ИОМ - обеспечение результативности и эффективности непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на основе индивидуализации содержания, форм, методов профессионального развития.
2.2. Функции ИОМ:
нормативная - устанавливает требования к содержанию и порядку реализации ИОМ;
управленческая - обеспечивает планирование профессионального развития педагога, включая сроки, формы реализации и подведения итогов реализации индивидуального маршрута, а также его ресурсное обеспечение;
мотивационная - побуждает педагога к осознанному и целенаправленному, непрерывному профессиональному развитию;
самоопределения - позволяет определить, обосновать и реализовать индивидуальный образовательный запрос педагога;
организационная - обеспечивает координацию профессиональной деятельности субъектов региональной системы научно-методического сопровождения, позволяющую целенаправленно и во взаимодействии обеспечивать адресное сопровождение непрерывного повышения профессионального мастерства.
ИОМ являются системообразующим компонентом процесса профессионального развития педагога.
В процесс сопровождения ИОМ педагога включены все участники РС НМС на региональном, муниципальном, институциональном уровнях.
3. Структура, содержание и этапы ИОМ.
3.1. ИОМ формируется по профессиональным компетенциям педагога, которые связаны с трудовыми функциями профессионального стандарта "Педагог", с учетом:
профессиональных дефицитов, выявленных в ходе диагностики;
актуальных задач профессионального развития педагога;
задач реализации приоритетных федеральных и региональных программ и проектов;
условий функционирования образовательной организации, в которой работает педагог.
3.2. Основой формирования ИОМ является выявленный и осознанный профессиональный дефицит и/или образовательный запрос педагога.
3.3. Срок реализации ИОМ определяется задачами профессионального развития педагога, организационно-методическими условиями построения ИОМ и составляет период до 1 года.
3.4. Содержание ИОМ представляет совокупность образовательных активностей педагога в рамках реализации цели ИОМ, в том числе направленных на перенос приобретенных компетенций в практическую педагогическую деятельность, рефлексию образовательных результатов. Содержание маршрута определяется интеграцией возможностей формального, неформального, информального образования. В ИОМ могут быть включены:
курсы повышения квалификации на базе ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России";
курсы повышения квалификации, в том числе с использованием стажировочных площадок профильных ресурсных центров, и адресные мероприятия КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области";
мероприятия, включенные в планы областных, окружных, муниципальных методических объединений;
мероприятия, проводимые муниципальными методическими службами;
мероприятия индивидуальных планов в рамках реализации системы наставничества;
методические вебинары, размещенные на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru);
представление опыта на семинарах и других интерактивных мероприятиях;
участие в конкурсах профессионального мастерства и другие.
В процессе реализации ИОМ содержание и сроки реализации ИОМ могут быть скорректированы.
3.5. Структура ИОМ состоит из взаимосвязанных разделов, которые представлены в личном кабинете педагога:
Раздел 1. Информационный - включает информацию профессионального характера о педагоге.
Раздел 2. Диагностический - включает описание профессиональных дефицитов, выявленных в процессе диагностических исследований/самодиагностики.
Раздел 3. Целевой - включает описание задач профессионального развития и (или) профессиональных компетенций, дефицит которых был выявлен по результатам диагностики/рефлексии.
Раздел 4. Деятельностный - включает выбранные образовательные ресурсы и виды образовательных активностей педагога со сроками реализации.
Раздел 5. Рефлексивный - включает рефлексивную анкету и/или образовательный (методический) продукт, который создает и презентует педагог в ходе реализации ИОМ.
3.6. Разработка, реализация и сопровождение ИОМ включает 5 этапов:
Этап 1. Подготовительный, на котором ЦНППМ создает организационно-методические условия для разработки ИОМ:
в образовательные организации направляются письма о прохождении педагогами диагностики;
осуществляется сбор заявок, направленных образовательными организациями или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования;
создаются личные кабинеты конкретных педагогов (или диагностические работы загружаются в имеющиеся личные кабинеты педагогов);
производится рассылка логинов и паролей;
производится загрузка/корректировка диагностических материалов (при необходимости);
составляется график прохождения диагностики;
формируется избыточный перечень мероприятий для построения ИОМ специалистами ЦНППМ и представителями регионального методического актива.
Этап 2. Диагностический, на котором осуществляется диагностика профессиональных дефицитов педагогического работника. Диагностика может быть организована на базе ЦНППМ или в образовательных организациях при условии обеспечения объективности проведения процедуры.
На основе результатов диагностических процедур сотрудниками ЦНППМ определяются профессиональные дефициты и затруднения, потребности и запросы педагога.
Этап 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута, на котором педагог на основе избыточного перечня конкретных образовательных и методических активностей формирует собственный ИОМ, включающий список мероприятий и сроки их реализации. Разработанный ИОМ согласовывается с руководителем образовательной организации, в которой педагогический работник осуществляет свою профессиональную деятельность.
Этап 4. Реализация ИОМ, который предполагает создание условий для прохождения ИОМ педагогами в соответствии с их профессиональными образовательными потребностями, осуществляется при поддержке регионального методического актива.
Этап 5. Рефлексивно-аналитический, который предполагает создание условий для рефлексии педагогом содержания, способов его освоения, достижения целей ИОМ, а также постановку задач на дальнейшее профессиональное развитие при поддержке сопровождающих специалистов.
3.7. Подтверждением реализации ИОМ могут являться:
устранение профессионального дефицита на основании рефлексии образовательных результатов и/или прохождения повторной диагностики;
создание и презентация образовательного (методического) продукта, подготовленного в процессе реализации ИОМ;
удовлетворенность реализацией образовательного запроса, решение задачи по повышению профессионального мастерства (по результатам опроса);
рефлексия решения задач по повышению профессионального мастерства, понимание дальнейших действий по совершенствованию собственных профессиональных компетенций.
Прохождение ИОМ подтверждается справкой КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области".


------------------------------------------------------------------