По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление администрации города Слободского Кировской области от 26.05.2023 N 1080 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов , разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования "город Слободской"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СЛОБОДСКОГО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2023 г. в„– 1080
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ), РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЛОБОДСКОЙ"
В соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 в„– 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 в„– 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 в„– 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 в„– 9/94 "О мерах по противодействию коррупции в Кировской области" администрация города Слободского постановляет:
1. Утвердить Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования "город Слободской", согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление главы администрации города Слободского от 20.05.2009 в„– 25 "О мерах по противодействию коррупции в муниципальном образовании "город Слободской".
2.2. Постановления администрации города Слободского:
от 04.10.2010 в„– 109 "О внесении изменения в постановление главы администрации города от 20.05.2009 в„– 25";
от 09.02.2012 в„– 36 "О внесении изменений в постановление администрации города Слободского от 20.05.2009 в„– 25";
от 04.12.2015 в„– 2641 "О внесении изменений в постановление главы администрации города Слободского от 20.05.2009 в„– 25";
от 28.12.2015 в„– 2905 "О внесении дополнения в постановление администрации города Слободского от 20.05.2009 в„– 25".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава
города Слободского
Кировской области
И.В.ЖЕЛВАКОВА
Приложение
Утверждены
постановлением
администрации г. Слободского
Кировской области
от 26 мая 2023 г. в„– 1080
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ (ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ), РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД СЛОБОДСКОЙ"
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования "город Слободской" (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 в„– 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", определяют:
1.1.1. Основные задачи и порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования "город Слободской".
1.1.2. Лиц, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
коррупциогенные факторы - положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
дискреционные полномочия - совокупность прав и обязанностей органа местного самоуправления, должностных лиц, предоставляющих возможность органу местного самоуправления или должностному лицу по своему усмотрению определить вид и содержание (полностью или частично) принимаемого управленческого решения либо предоставляющих возможность выбора по своему усмотрению одного из нескольких предусмотренных нормативным правовым актом вариантов управленческих решений.
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы (далее - экспертиза) является выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
1.4. Экспертиза (за исключением независимой антикоррупционной экспертизы) проводится:
1.4.1. Сотрудниками правового отдела администрации города Слободского одновременно в рамках правовой экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), разрабатываемых органами местного самоуправления муниципального образования "город Слободской" (далее - муниципальные нормативные правовые акты).
1.4.2. Прокуратурой Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
1.4.3. Министерством юстиции Кировской области.
1.5. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 в„– 96 "Об антикоррупционной экспертизе".
2. Коррупциогенные факторы
Коррупциогенными факторами являются:
2.1. Факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:
2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органа местного самоуправления или должностных лиц.
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органом местного самоуправления или должностными лицами действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органа местного самоуправления или должностных лиц.
2.1.4. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.5. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органа местного самоуправления или должностных лиц при принятии нормативных правовых актов.
2.1.6. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.7. Отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органом местного самоуправления или должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.1.8. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.1.9. Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органа местного самоуправления или должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:
2.2.1. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.2.2. Злоупотребление правом заявителя органом местного самоуправления или должностными лицами - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.2.3. Юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов
Для обнаружения коррупциогенных факторов в текстах муниципальных нормативных правовых актов следует:
3.1. Проанализировать все полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Слободской".
3.2. Определить, какие полномочия диктуют единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.
4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов сотрудниками
правового отдела администрации города Слободского
Антикоррупционная экспертиза проводится в три этапа.
4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупциогенных факторов, необходимо выявить в тексте муниципального нормативного правового акта коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.
Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее обоснованностью, объективностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование муниципального нормативного правового акта должностным лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу, либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в муниципальном нормативном правовом акте норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:
4.4.1. Наименование и реквизиты муниципального нормативного правового акта, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, которые использовались для выявления коррупциогенных норм и положений права, определений судов, научной литературы и т.п.
4.4.4. Конкретные положения муниципального нормативного правового акта, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта (разделов, глав, статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) и соответствующих коррупциогенных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупциогенным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.5. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности муниципального нормативного правового акта.
В заключении экспертизы могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупциогенных факторов.
4.4.6. Вывод о наличии в муниципальном нормативном правовом акте признаков коррупциогенности.
4.5. В случае выявления в проекте нормативного правового акта сотрудниками правового отдела администрации города Слободского коррупциогенных факторов проект возвращается исполнителю на доработку. В случае несогласия исполнителя с замечаниями сотрудника правового отдела администрации города Слободского последним составляется заключение.
4.6. Исполнитель проекта нормативного правового акта, получив заключение экспертизы на подготовленный им проект нормативного правового акта, вносит в него изменения с учетом данного заключения экспертизы и направляет доработанный проект нормативного правового акта на повторную экспертизу.
5. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов прокуратурой
Российской Федерации и министерством юстиции
Кировской области
5.1. В целях обеспечения возможности проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов прокуратурой Российской Федерации и министерством юстиции Кировской области разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов обеспечивают их размещение в сети Интернет на официальном информационном сайте администрации муниципального образования "город Слободской" (http://www.slobodskoy.ru) (далее - официальный сайт) на срок 14 календарных дней со дня размещения проекта муниципального нормативного правового акта на официальном сайте.
5.2. Результаты антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, проведенных прокуратурой Российской Федерации и министерством юстиции Кировской области, отражаются в заключении.
В случае получения положительного заключения по результатам антикоррупционной экспертизы или в случае его отсутствия антикоррупционная экспертиза считается проведенной.
5.3. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.4. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта муниципального нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении направляется мотивированный ответ.
6. Порядок проведения независимой антикоррупционной
экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
5.1. Независимой антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "город Слободской" (далее - проекты нормативных правовых актов).
В отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
5.2. В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов обеспечивают их размещение в сети Интернет на официальном сайте.
Срок, устанавливаемый разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее 14 календарных дней и исчисляется со дня размещения проекта муниципального нормативного правового акта на официальном сайте.
5.3. Результаты вышеуказанной антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации.
5.4. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком проекта в течение 30 дней со дня получения его по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
5.5. По результатам рассмотрения заключения разработчиком проекта нормативного правового акта принимается решение о доработке документа или отклонении заключения. О принятом решении эксперту направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
------------------------------------------------------------------