Постановление администрации города Кирова от 02.03.2023 N 709-п "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРОВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2023 г. в„– 709-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 4 статьи 4.1, подпунктов "в", "л", "н" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 в„– 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", абзаца восьмого пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 в„– 28-ФЗ "О гражданской обороне", с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 в„– 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", примерным положением о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, разработанным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (протокол заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.11.2022 в„– 9), приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.01.2021 в„– 25-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации", Законом Кировской области от 15.12.2020 в„– 422-ЗО "О защите населения и территории Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением администрации города Кирова от 26.12.2022 в„– 3817-п "Об организации звена муниципального образования "Город Киров" территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях координации действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб, оперативного сбора информации и организации экстренного реагирования в случаях чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Город Киров" администрация города Кирова постановляет:
1. Утвердить Положение о единой дежурно-диспетчерской службе. Прилагается.
2. Признать утратившим силу постановление администрации города Кирова от 26.03.2020 в„– 655-п "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования "Город Киров" и Инструкции об обмене информацией между единой дежурно-диспетчерской службой муниципального образования "Город Киров" и городскими дежурно-диспетчерскими службами".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Кирова (по вопросам руководства аппаратом).

Глава администрации
города Кирова
В.Н.СИМАКОВ





Утверждено
постановлением
администрации г. Кирова
от 2 марта 2023 г. в„– 709-п

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о единой дежурно-диспетчерской службе (далее - ЕДДС), являющейся структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения "Кировское управление гражданской защиты", определяет основные задачи, функции, порядок работы, состав и структуру, требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу, комплектованию и подготовке кадров, помещениям, оборудованию, финансированию ЕДДС.
1.2. ЕДДС является органом повседневного управления звена муниципального образования "Город Киров" территориальной подсистемы Кировской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МЗ ТП РСЧС) и предназначена для приема и передачи сигналов оповещения гражданской обороны (далее - ГО) от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования МЗ ТП РСЧС, приема сообщений о чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС), авариях, происшествиях от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), экстренных оперативных служб (далее - ЭОС) и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оповещения руководящего состава МЗ ТП РСЧС и населения муниципального образования "Город Киров" (далее - МО "Город Киров") об угрозе возникновения или возникновении ЧС, аварий и происшествий.
На базе ЕДДС развернута система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - система-112).
1.3. ЕДДС является вышестоящим органом для всех взаимодействующих ДДС МЗ ТП РСЧС по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС в соответствии с заключенными соглашениями по сбору и обмену информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
1.4. ЕДДС создана на штатной основе в составе муниципального бюджетного учреждения "Кировское управление гражданской защиты" (далее - МБУ "КУГЗ").
1.5. Общее руководство ЕДДС осуществляет глава администрации города Кирова через начальника МБУ "КУГЗ", непосредственное - начальник ЕДДС.
1.6. ЕДДС в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), нормативными правовыми актами Губернатора Кировской области и Правительства Кировской области, администрации города Кирова, решениями комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при администрации города Кирова (далее - КЧС и ОПБ), настоящим Положением.
1.7. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Кировской области (далее - ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области), с экстренными оперативными службами, действующими на территории МО "Город Киров", организациями муниципального и объектового уровней, обеспечивающими деятельность администрации города Кирова в области защиты населения и территорий от ЧС и входящими в перечень сил постоянной готовности МЗ ТП РСЧС, и ЕДДС соседних муниципальных образований.
Порядок взаимодействия регулируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 в„– 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 в„– 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", приказом МЧС России от 26.08.2009 в„– 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 05.07.2021 в„– 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера", приказом МЧС России от 11.01.2021 в„– 2 "Об утверждении Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Кировской области от 16.08.2021 в„– 427-п "Об утверждении Порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории Кировской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением администрации города Кирова от 09.12.2021 в„– 2966-п "Об утверждении Порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории муниципального образования "Город Киров" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также соглашениями и регламентами об информационном взаимодействии, подписанными в установленном порядке.
2. Основные задачи ЕДДС.
2.1. Целями и задачами ЕДДС являются повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение ЧС, аварий, происшествий, информированности населения и организаций о фактах их возникновения и принятых по ним мерам, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности.
2.2. ЕДДС решает следующие основные задачи:
обеспечение координации сил и средств МЗ ТП РСЧС и ГО, их совместных действий, расположенных на территории МО "Город Киров", доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС МО "Город Киров", Планом гражданской обороны и защиты населения МО "Город Киров";
обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО с использованием информационных систем, в том числе автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - АИУС РСЧС) (через "Личный кабинет ЕДДС");
прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ЭОС и ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил МЗ ТП РСЧС;
прием от вышестоящих органов управления и доведение до руководящего состава МО "Город Киров" сигналов управления (оповещения);
оповещение и информирование руководящего состава МО "Город Киров", органов управления и сил МЗ ТП РСЧС МО, ДДС о ЧС (происшествии);
обеспечение оповещения и информирования населения о ЧС (происшествии);
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления МЗ ТП РСЧС и ДДС, а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;
информирование ДДС, сил МЗ ТП РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;
анализ, обобщение информации о сложившейся обстановке на основе поступающей информации, определение масштаба ЧС, происшествия, аварии и уточнение состава взаимодействующих ДДС, привлекаемых для ликвидации;
регистрация входящих и исходящих сообщений и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;
представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении аварий, происшествий, ЧС о сложившейся обстановке и действиях по ликвидации;
оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных образований в соответствии с планами взаимодействия при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;
организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие через единый номер "112", и контроля результатов реагирования;
взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера.
3. Основные функции ЕДДС.
На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации;
прием и регистрация входящих и исходящих сообщений и вызовов;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ЭОС и ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
сбор от ДДС, действующих на территории МО "Город Киров", информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС, происшествия и доведение ее до реагирующих служб;
обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заблаговременно разработанных и согласованных со службами МО "Город Киров" вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, происшествия;
самостоятельное принятие необходимых решений по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
оповещение руководящего состава МО "Город Киров", органов управления и сил ГО и МЗ ТП РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС, происшествии;
информирование ДДС и сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
организация взаимодействия с органами управления ГО и ЕДДС соседних муниципальных образований по вопросам обеспечения выполнения мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о ЧС по решению высшего должностного лица МО "Город Киров" (главы города Кирова или главы администрации города Кирова);
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) в соответствии с приказом МЧС России от 11.01.2021 в„– 2 "Об утверждении инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности в установленном порядке;
уточнение и координация действий привлеченных ДДС по их совместному реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
фиксация в оперативном режиме информации о возникающих аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства МО "Город Киров" и обеспечение контроля устранения аварийных ситуаций;
анализ, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств;
информационное обеспечение КЧС и ОПБ;
накопление и обновление социально-экономических, демографических, природно-географических и других данных о МО "Город Киров", органах управления (в том числе их ДДС), силах и средствах ГО и РСЧС на территории МО "Город Киров", потенциально опасных объектах (далее - ПОО), критически важных объектах, объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
контроль и принятие мер по обеспечению готовности к задействованию муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также обеспечение устойчивого и непрерывного функционирования системы управления и средств автоматизации;
организация профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства;
осуществление информационного обмена по оперативной обстановке с органами повседневного управления РСЧС, в том числе с использованием АИУС РСЧС через "Личный кабинет ЕДДС";
представление в ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области отчета о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС, происшествий или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений;
доведение экстренных предупреждений об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, происшествий, об опасных (неблагоприятных) метеорологических явлениях, моделях возможного развития обстановки, рекомендаций по снижению рисков до руководящего состава МО "Город Киров", ДДС, глав сельских поселений (старост населенных пунктов), организаторов мероприятий с массовым пребыванием людей, туристических групп на территории муниципального образования;
участие в проведении учений и тренировок с органами повседневного управления РСЧС и органами управления ГО по выполнению возложенных на них задач.
4. Порядок работы ЕДДС.
4.1. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на угрозы возникновения и возникновение ЧС (происшествий) в ЕДДС организуется круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены (далее - ОДС).
4.2. ОДС размещается в стационарном пункте управления в специально оборудованных помещениях и обеспечивается средствами жизнедеятельности для круглосуточного несения дежурства.
4.3. К несению дежурства в составе ОДС ЕДДС допускается дежурно-диспетчерский персонал, прошедший стажировку на рабочем месте и допущенный в установленном порядке к несению дежурства.
Специалисты ЕДДС должны получать дополнительное профессиональное образование по соответствующим программам подготовки в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального образования, в течение первого года со дня назначения на должность и не реже одного раза в пять лет.
4.4. Перед заступлением на дежурство очередной ОДС начальником ЕДДС (или его заместителем) должен проводиться инструктаж дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС согласно утвержденному плану проведения инструктажа. В ходе инструктажа до ОДС доводятся оперативная обстановка, задачи на очередное дежурство, анализируются характерные недостатки в действиях персонала и указываются меры, исключающие их повторение.
Со сменяющейся ОДС начальником ЕДДС (или его заместителем) проводится подведение итогов несения оперативного дежурства, в ходе которого осуществляется разбор действий ОДС за прошедшее дежурство, доводятся основные недостатки и указываются меры, исключающие повторение выявленных недостатков.
4.5. В ходе приема-сдачи дежурства специалисты заступающей ОДС принимают у специалистов сменяющейся ОДС документацию, средства связи, автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) и другое оборудование с занесением соответствующих записей в журнале приема-сдачи дежурства.
4.6. Во время несения дежурства специалисты ОДС ЕДДС выполняют функциональные задачи в соответствии с должностными инструкциями и алгоритмами действий.
При нарушении трудовой дисциплины, безопасности связи, правил эксплуатации техники (оборудования), техники безопасности и пожарной безопасности дежурно-диспетчерский персонал может быть отстранен от несения дежурства.
Право отстранения от дежурства дежурно-диспетчерского персонала принадлежит начальнику ЕДДС (или его заместителю).
В зависимости от степени тяжести и последствий допущенных нарушений виновные лица ОДС привлекаются к установленной законом ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4.7. Информация об угрозах возникновения и возникновении ЧС (происшествий) поступает в ЕДДС по всем имеющимся каналам связи и информационным системам.
Вся информация об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия) регистрируется в установленном порядке дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС и незамедлительно передается в экстренные оперативные службы, которые необходимо направить в зону ЧС, происшествия, а также в ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области.
4.8. Ежемесячно начальником ЕДДС (или его заместителем) проводится анализ функционирования ЕДДС и организации взаимодействия с ДДС, действующими на территории МО "Город Киров".
5. Режимы функционирования ЕДДС.
5.1. ЕДДС функционирует в режимах: повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС; повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС; ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
5.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС МО "Город Киров" осуществляет:
прием от населения, организаций и ДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
сбор, обработку и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий) и обеспечения пожарной безопасности, с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС;
обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов в установленном порядке;
мероприятия по поддержанию в готовности к применению программно-технических средств ЕДДС, средств связи и технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения;
передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ, начальнику МБУ "КУГЗ", в ЭОС, которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествий), в ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области и в организации (подразделения), обеспечивающие деятельность МО "Город Киров" в области защиты населения и территорий от ЧС;
по решению председателя КЧС и ОПБ с пункта управления ЕДДС проводит информирование населения о ЧС;
мониторинг и анализ данных информационных систем в целях получения сведений о прогнозируемых и (или) возникших ЧС и их последствиях, информации (прогностической и фактической) об опасных и неблагоприятных природных явлениях, о состоянии ПОО, опасных производственных объектов, а также о состоянии окружающей среды;
внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
разработку, корректировку и согласование с ДДС, действующими на территории МО "Город Киров", соглашений и регламентов информационного взаимодействия при реагировании на ЧС (происшествия);
контроль за своевременным устранением неисправностей и аварий на системах жизнеобеспечения МО "Город Киров";
уточнение и корректировку действий ДДС, привлекаемых к реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по системе-112;
организация работы с главами сельских поселений (старостами населенных пунктов) в соответствии с утвержденным графиком взаимодействия ОДС ЕДДС;
направление в органы управления МЗ ТП РСЧС по принадлежности прогнозов, полученных от ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области, об угрозах возникновения ЧС (происшествий) и сценариев развития обстановки по неблагоприятному прогнозу в пределах МО "Город Киров".
5.3. ЕДДС взаимодействует с ДДС, функционирующими на территории МО "Город Киров", на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии, согласно которым оперативная информация о текущей обстановке в режиме повседневной деятельности передается в ЕДДС.
5.4. Сообщения, идентифицированные как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), поступившие в ДДС, согласно соглашениям об информационном взаимодействии передаются в ЕДДС. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
5.5. В режим повышенной готовности ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) переводятся решением председателя КЧС и ОПБ при угрозе возникновения ЧС. В режиме повышенной готовности ЕДДС дополнительно осуществляет:
взаимодействие с руководителями соответствующих служб по вопросам подготовки сил и средств РСЧС, ЭОС и ДДС организаций к действиям в случае возникновения ЧС (происшествия);
оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ, МБУ "КУГЗ";
передачу информации об угрозе возникновения ЧС (происшествия) по подчиненности, в первоочередном порядке председателю КЧС и ОПБ; начальнику МБУ "КУГЗ", в ЭОС, которые необходимо направить к месту или задействовать при ликвидации ЧС (происшествия), в ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области и в организации (подразделения) МО "Город Киров", обеспечивающие деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС;
получение и анализ данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории МО "Город Киров", на ПОО, опасных производственных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС;
корректировку алгоритмов действий ЕДДС на угрозу возникновения ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ЭОС и ДДС организаций, силами и средствами РСЧС, действующими на территории МО "Город Киров", в целях предотвращения ЧС;
контроль и координацию действий ЭОС и ДДС организаций, сил и средств РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению возникновения ЧС или смягчению ее последствий;
обеспечение информирования населения о ЧС;
по решению председателя КЧС и ОПБ с пункта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС;
представление докладов в органы управления в установленном порядке;
доведение информации об угрозе возникновения ЧС до глав сельских поселений (старост населенных пунктов);
направление в ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области, другие органы управления в установленном порядке сведений о проведенных превентивных мероприятиях в соответствии с полученным прогнозом возможных ЧС или оперативным предупреждением о прохождении комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических явлений.
5.6. В режим ЧС ЕДДС, привлекаемые ЭОС и ДДС организаций (объектов) и силы МЗ ТП РСЧС переводятся решением председателя КЧС и ОПБ при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно осуществляет выполнение следующих задач:
организует экстренное оповещение и направление к месту ЧС сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, осуществляет координацию их действий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
самостоятельно принимает решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий);
осуществляет сбор, обработку и представление собранной информации, проводит оценку обстановки, дополнительное привлечение к реагированию ЭОС и ДДС организаций, действующих на территории МО "Город Киров", проводит оповещение глав сельских поселений (старост населенных пунктов);
по решению председателя КЧС и ОПБ с пункта управления ЕДДС проводит оповещение населения о ЧС;
осуществляет сбор, обработку, уточнение и представление оперативной информации о развитии ЧС, а также координацию действий ЭОС, ДДС организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, сил и средств РСЧС;
осуществляет постоянное информационное взаимодействие с руководителем ликвидации ЧС, председателем КЧС и ОПБ, ОДС ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области и организациями (подразделениями) МО "Город Киров", обеспечивающими деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, оперативным штабом ликвидации ЧС и тушения пожаров, ЭОС, ДДС организаций, а также с главами сельских поселений (старостами населенных пунктов) о ходе реагирования на ЧС и ведения аварийно-восстановительных работ;
осуществляет контроль проведения аварийно-восстановительных и других неотложных работ;
готовит и представляет в органы управления доклады и донесения о ЧС в установленном порядке;
готовит предложения в решение КЧС и ОПБ на ликвидацию ЧС;
ведет учет сил и средств ТП РСЧС, действующих на территории МО "Город Киров", привлекаемых к ликвидации ЧС.
5.7. При подготовке к ведению и ведении ГО ЕДДС:
получает сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает ее получение у вышестоящего органа управления ГО;
организует оповещение руководящего состава ГО МО "Город Киров", сил ГО, дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов и ДДС организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные объекты и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий;
обеспечивает оповещение населения, находящегося на территории МО "Город Киров";
обеспечивает прием от организаций, расположенных на территории МО "Город Киров", информации по выполнению мероприятий ГО с доведением ее до органа управления ГО МО "Город Киров";
ведет учет сил и средств ГО, привлекаемых к выполнению мероприятий ГО.
5.8. В режимах повышенной готовности и ЧС информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая в ЕДДС информация доводится до всех заинтересованных ДДС.
5.9. Функционирование ЕДДС при подготовке к ведению и ведении ГО осуществляется в соответствии с планом приведения в готовность ГО и планом ГО и защиты населения МО "Город Киров", инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода.
6. Состав и структура ЕДДС.
6.1. ЕДДС включает в себя персонал ЕДДС, технические средства управления, связи и оповещения.
6.2. В состав персонала ЕДДС входят:
руководство ЕДДС: начальник ЕДДС и заместитель начальника ЕДДС;
дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС: главный специалист - старший дежурной смены; ведущий специалист ГО - старший оперативный дежурный; старший специалист по приему и обработке экстренных вызовов - оперативный дежурный, 2 специалиста по приему и обработке экстренных вызовов, инженер (техник), водитель автомобиля.
Из числа дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС формируются ОДС в составе 7 человек.
Рекомендуемый состав, численность и структура специалистов ЕДДС определены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", утвержденным приказом Росстандарта от 27.01.2021 в„– 25-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" (далее - Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021).
6.3. Количество специалистов системы-112 в составе ОДС определяется в зависимости от категории ЕДДС, количества населения МО "Город Киров", средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
6.4. Численный состав ЕДДС при необходимости может быть дополнен другими должностными лицами по решению главы администрации города Кирова.
7. Комплектование и подготовка кадров ЕДДС.
7.1. Комплектование ЕДДС персоналом осуществляется в соответствии со штатным расписанием МБУ "КУГЗ".
7.2. Основными формами обучения персонала ЕДДС на местах являются мероприятия оперативной подготовки (тренировки, учения), занятия по профессиональной подготовке, ежедневный инструктаж перед заступлением дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство.
7.3. Мероприятия оперативной подготовки осуществляются в ходе проводимых ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области тренировок, а также в ходе тренировок с ДДС, действующими на территории МО "Город Киров", при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС.
7.4. На дополнительное профессиональное образование специалисты ЕДДС направляются решением начальника МБУ "КУГЗ". Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в области защиты от ЧС руководителей и специалистов ЕДДС проводится в Кировском областном государственном образовательном учреждении "Учебно-методический центр ГОЧС и ПБ Кировской области". Специалисты ЕДДС должны проходить дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в пять лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, дополнительное профессиональное образование проводится в течение первого года работы.
7.5. В целях поддержания уровня профессиональной подготовленности дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС, совершенствования его практических навыков в выполнении функциональных обязанностей, а также овладения новыми навыками руководство ЕДДС организовывает подготовку дежурно-диспетчерского персонала по специально разработанной МЧС России программе с последующим принятием зачетов не реже 1 раза в год.
7.6. При необходимости дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС может быть направлен на прохождение стажировки в ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области.
8. Требования к руководству и дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС.
8.1. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:
требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО;
риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для МО "Город Киров";
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности МО "Город Киров" и Кировской области, а также другую информацию о регионе и МО "Город Киров";
состав сил и средств постоянной готовности МЗ ТП РСЧС, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические характеристики специальной техники;
зону ответственности ЕДДС и зоны ответственности ОЭС и взаимодействующих организаций, действующих на территории МО "Город Киров";
ПОО, опасные производственные объекты, объекты социального назначения, объекты с массовым пребыванием людей, находящиеся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и характеристики;
порядок проведения эвакуации населения из зоны ЧС, местонахождение пунктов временного размещения, их вместимость;
порядок использования различных информационно-справочных ресурсов и материалов, в том числе паспортов территорий;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
общую характеристику соседних муниципальных образований;
функциональные обязанности и должностные инструкции;
алгоритмы действий персонала ЕДДС в различных режимах функционирования;
документы, определяющие действия персонала ЕДДС по сигналам управления и оповещения;
правила и порядок ведения делопроизводства.
8.2. Начальник ЕДДС (заместитель начальника) должен обладать навыками:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль выполнения поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, в том числе соглашения и регламенты информационного взаимодействия с ДДС, действующими на территории МО "Город Киров", и службами жизнеобеспечения МО "Город Киров";
организовывать оперативно-техническую работу, дополнительное профессиональное образование персонала ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
уметь использовать в работе информационные системы.
8.3. Требования к начальнику ЕДДС:
высшее образование;
стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в области обеспечения защиты населения и территорий.
8.4. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должен уметь:
осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;
применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;
обеспечивать оперативное руководство и координацию деятельности органов управления и сил ГО и МЗ ТП РСЧС;
осуществлять мониторинг средств массовой информации в сети "Интернет";
использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта видео-конференц-связи;
применять данные информационных систем и расчетных задач;
работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться электронной почтой, интернетом и информационно-справочными ресурсами);
уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС (в том числе системой-112, АПК "Безопасный город", АИУС РСЧС (информационная система "Атлас опасностей и рисков"), системой мониторинга и контроля устранения аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве - МКА ЖКХ, Информационной системой дистанционного мониторинга лесных пожаров - ИСДМ-Рослесхоз и др.);
безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 150 символов в минуту;
четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой за компьютером;
своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или ЧС (происшествию);
в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование руководства МО "Город Киров" о ЧС, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;
запускать аппаратуру информирования и оповещения населения;
использовать различные информационно-справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов.
8.5. Дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС запрещено:
вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;
предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства МО "Город Киров";
допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;
отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;
выполнять задачи, не предусмотренные должностными обязанностями и инструкциями, и использовать оборудование и технические средства не по назначению.
8.6. Требования к дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС:
наличие высшего или среднего профессионально образования;
умение пользоваться техническими средствами, установленными в зале ОДС ЕДДС;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
знание правил эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, а также структуры, способов и порядка оповещения населения МО "Город Киров";
наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности;
наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
8.7. К дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС могут предъявляться дополнительные требования.
9. Требования к помещениям ЕДДС.
9.1. ЕДДС представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС (помещение ОДС, кабинет начальника ЕДДС, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией (перечень документации в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.07.01-2021). ЕДДС размещается в помещениях, переданных МБУ "КУГЗ" в оперативное управление.
9.2. Установка и монтаж технических средств в помещениях ЕДДС выбраны с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой работоспособности оборудования ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
9.3. Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения.
9.4. Система резервного электроснабжения обеспечивает работоспособность систем телефонной связи, серверного оборудования, видео-конференц-связи, отображения информации, оповещения, мониторинга транспортных средств, внутренней связи в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.
9.5. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится на базе требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда, и на основе значений количества специалистов ОДС.
9.6. Помещение ОДС ЕДДС должно обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве ОДС, а также председателя КЧС и ОПБ, заместителя председателя КЧС и ОПБ.
9.7. Для предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц зал ОДС ЕДДС оборудуется автоматическим запорным устройством и средствами видеонаблюдения. Порядок допуска в помещения ЕДДС устанавливается МБУ "КУГЗ".
9.8. Для несения круглосуточного дежурства ОДС ЕДДС должна быть предусмотрена отдельная комната отдыха и приема пищи, в которой созданы необходимые бытовые условия.
9.9. Каждый сотрудник ЕДДС обязан носить специальную форму во время исполнения трудовых обязанностей в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-2021.
В качестве летней специальной формы используется футболка поло синего цвета с коротким рукавом с символикой ЕДДС.
В качестве зимней специальной формы используются футболка поло синего цвета с длинным рукавом или джемпер темно-синего цвета с символикой ЕДДС, а также сапоги утепленные для старших смен ЕДДС в составе группы экстренного реагирования для выезда в зимний период на пожары, происшествия и ЧС.
10. Требования к оборудованию ЕДДС.
10.1. В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая:
комплекс средств автоматизации ЕДДС и системы-112;
систему связи и систему оповещения.
10.2. Комплекс средств автоматизации ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС возложенных функций и включает технически взаимосвязанные: систему хранения, обработки и передачи данных; систему видео-конференц-связи; систему отображения информации; систему мониторинга стационарных объектов, АРМ специалистов, метеостанцию.
10.2.1. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов: оборудование локальной вычислительной сети - ЛВС; оборудование хранения и обработки данных; оргтехника.
10.2.1.1. Оборудование ЛВС обеспечивает объединение АРМ ЕДДС для обмена между ними информацией в электронном виде, подключение к внешним сетям (выделенным сетям связи и "Интернет").
На АРМ персонала ЕДДС установлены и настроены сертифицированные средства антивирусной защиты информации.
10.2.1.2. Оборудование хранения и обработки данных включает в себя следующие основные элементы:
серверы повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
АРМ персонала ЕДДС с установленными информационными системами.
Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
АРМ персонала ЕДДС должны поддерживать работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
10.2.2. Система видео-конференц-связи обеспечивает участие персонала ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях со всеми взаимодействующими органами управления. Система видео-конференц-связи состоит из следующих основных элементов: видеокодека; видеокамеры; микрофонного оборудования; оборудования звукоусиления.
10.2.2.1. Видеокодек обеспечивает подключение видеокамер в качестве источника изображения, подключение микрофонного оборудования в качестве источника звука.
10.2.2.2. Видеокамера обеспечивает возможность показа общего вида помещения ЕДДС, а также наведение на участника (участников) селекторного совещания.
10.2.2.3. Микрофонное оборудование обеспечивает разборчивость речи всех участников селекторного совещания, подавление "обратной связи", включение/выключение микрофонов участниками совещания.
10.2.2.4. Оборудование звукоусиления обеспечивает транслирование звука от удаленного абонента без искажений.
Оборудование звукоусиления согласовано с микрофонным оборудованием для исключения взаимного негативного влияния на качество звука.
10.2.2.5. Изображение от удаленного абонента передается на систему отображения информации ЕДДС.
10.2.2.6. Система видео-конференц-связи согласована по характеристикам видеоизображения с системой отображения информации.
10.2.3. Система отображения информации (видеостена) обеспечивает вывод информации с АРМ, а также с оборудования видео-конференц-связи.
Система отображения информации состоит из видеостены, реализованной на базе жидкокристаллических или проекционных модулей. Размеры видеостены соответствуют размеру помещения и обеспечивают обзор с любого АРМ в зале ОДС ЕДДС.
Система отображения информации имеет возможность разделения видеостены на сегменты для одновременного вывода информации с различных источников.
10.3. Система связи и система оповещения включают в себя систему телефонной связи, систему радиосвязи, систему оповещения населения, в том числе комплексную систему экстренного оповещения населения и оповещения должностных лиц, систему внутренней связи.
Муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения включает в себя специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также сети связи и вещания, обеспечивающие ее функционирование.
10.3.1. Система телефонной связи ЕДДС состоит из следующих элементов мини-АТС, телефонных аппаратов, системы записи телефонных переговоров.
10.3.1.1. Мини-АТС обеспечивает:
прием телефонных звонков одновременно от нескольких абонентов; автоматическое определение номера звонящего абонента;
сохранение в памяти входящих, исходящих и пропущенных номеров;
прямой набор номера с телефонных аппаратов;
переадресацию вызова на телефоны внутренней телефонной сети.
10.3.1.2. Телефонные аппараты должны обеспечивать:
отображение номера звонящего абонента на дисплее;
набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;
одновременную работу нескольких линий;
функцию переадресации абонента;
наличие микротелефонной гарнитуры.
10.3.1.3. Система записи телефонных переговоров обеспечивает запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов персонала ЕДДС.
10.3.1.4. Обеспечены телефонные каналы связи между ЕДДС и ЦУКС ГУ МЧС России по Кировской области, ЕДДС соседних муниципальных образований, а также с ДДС, действующими на территории муниципального образования, в том числе ДДС ПОО.
10.3.2. Система радиосвязи обеспечивает устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи состоит из УКВ-радиостанции и КВ-радиостанции.
10.3.3. Система оповещения населения обеспечивает своевременное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до руководящего состава ГО и МЗ ТП РСЧС, сил ГО и РСЧС МО "Город Киров", ДДС, населения на территории МО "Город Киров" об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно используются:
сеть электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сеть проводного радиовещания;
сеть уличной радиофикации;
сеть кабельного телерадиовещания;
сеть эфирного телерадиовещания;
сеть подвижной радиотелефонной связи;
сеть местной телефонной связи;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Задействование средств системы оповещения населения осуществляется старшим оперативным дежурным со своего рабочего места по решению председателя КЧС и ОПБ с последующим докладом.
Автоматическая система оповещения по телефонным линиям "Рупор" должностных лиц обеспечивает оповещение руководящего состава МО "Город Киров", органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС, действующих на территории МО "Город Киров". Она реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий.
Задействование муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 в„– 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" и приказом МЧС России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации России от 31.07.2020 в„– 578/365.
10.3.4. Система внутренней связи обеспечивает оповещение лиц, находящихся в ЕДДС, посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС.
Система внутренней связи состоит из следующих основных элементов:
микрофона диспетчера;
усилителя мощности;
акустических систем.
10.4. Общие требования к составу объектов, оборудованию, структуре системы-112 определены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.03-2021.
12. Финансирование ЕДДС.
12.1. Финансирование создания и деятельности ЕДДС является расходным обязательством МО "Город Киров" и осуществляется из средств бюджета МО "Город Киров" или иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12.2. Уровень заработной платы сотрудников ЕДДС должен быть не ниже средней заработной платы по МО "Город Киров".
13. Требования к защите информации.
В ЕДДС выполняются требования по обеспечению защиты информации, предъявляемые к автоматизированным системам управления, государственным информационным системам и защите персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 в„– 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 в„– 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".


------------------------------------------------------------------