По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Кировского областного суда от 03.03.2023 по делу N 3а-10/2023 <О признании частично недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25.11.2022 N 45/28-кс-2022 "О тарифах на питьевую воду и водоотведение для гарантирующей организации общество с ограниченной ответственностью "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского", о признании утратившими силу некоторых решений правления РСТ Кировской области">
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2023 г. по делу в„– 3а-10/2023
43OS0000-01-2022-000181-57
Кировский областной суд в составе судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Наймушина А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского" к региональной службе по тарифам Кировской области об оспаривании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022,
установил:
решением правления региональной службы по тарифам Кировской области (далее - правление региональной службы по тарифам, тарифный орган) от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации общества с ограниченной ответственности "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского" (далее - ООО "ВКХ г. Слободского"), о признании утратившими силу некоторых решений правления региональной службы по тарифам Кировской области" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества на 2023 - 2027 гг., тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на период с 1 декабря 2022 г. по 2027 г.
Решение опубликовано 1 декабря 2022 г. на официальном сайте региональной службы по тарифам (www.rstkirov.ru), являющемся официальным источником опубликования, на основании части 2 статьи 12 Закона Кировской области от 14 октября 2013 г. в„– 325-ЗО "О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области", решения правления региональной службы по тарифам от 15 апреля 2016 г. в„– 15/4-пр-2016 "Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов" (том 2, л. д. 8).
ООО "ВКХ г. Слободского" обратилось в суд с административным исковым заявлением к региональной службе по тарифам, с учетом уточнения требований, об оспаривании решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022 в части невключения в необходимую валовую выручку при расчете тарифов заявленных обществом расходов по статьям затрат: "Расходы на оплату труда производственного персонала", "Расходы на оплату труда цехового персонала", "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала", "Отчисления на социальные нужды", "Нормативная прибыль", "Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации".
Представители ООО "ВКХ г. Слободского" Ж., Л. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представители региональной службы по тарифам В., У. возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Наймушина А.Л., суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. в„– 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. в„– 1746-э (далее - Методические указания в„– 1746-э).
Согласно положениям части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 3.1.3.1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. в„– 144/365, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям региональной службы по тарифам (том 1, л. д. 244 - 254).
Оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022 принято в правомочном составе, большинством голосов членов правления службы, с соблюдением процедуры его принятия (пункты 4.3 - 4.6 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, приказ региональной службы по тарифам от 26 февраля 2018 г. в„– 40).
Как следует из материалов дела, ООО "ВКХ г. Слободского" осуществляет регулируемую деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению на территории города Слободского Кировской области.
Пунктами 2, 3 решения правления региональной службы по тарифам от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022 предприятию установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности гарантирующей организации на 2023 - 2027 гг., тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение, в том числе очистку сточных вод, водоотведение (район МСО).
Методом регулирования тарифов избран метод индексации.
Оспаривая решение тарифного органа от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022, ООО "ВКХ г. Слободского" указало на неприменение при расчете необходимой валовой выручки на 1-й год долгосрочного периода регулирования метода экономически обоснованных расходов, необоснованное исключение части расходов из следующих статей затрат: "Расходы на оплату труда производственного персонала", "Расходы на оплату труда цехового персонала", "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала", "Отчисления на социальные нужды".
Согласно заключению экспертной группы региональной службы по тарифам при расчете экономически обоснованного тарифа на 2023 г. необходимая валовая выручка общества в части указанных расходов определялась следующим образом:
на питьевую воду (питьевое водоснабжение) обществом заявлены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала (производственного и цехового персонала) в размере 41985,41 тыс. руб., тарифным органом приняты расходы в размере 34393,69 тыс. руб. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала заявлены обществом в размере 4267,08 тыс. руб., приняты тарифным органом - 3442,82 тыс. руб.;
на водоотведение обществом заявлены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала (производственного и цехового персонала) в размере 44139,25 тыс. руб., тарифным органом приняты расходы в размере 38100,43 тыс. руб. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала заявлены обществом в размере 4733,82 тыс. руб., приняты тарифным органом - 3819,40 тыс. руб.;
на очистку сточных вод обществом заявлены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала (производственного и цехового персонала) в размере 3059,51 тыс. руб., тарифным органом приняты расходы в размере 2572,44 тыс. руб. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала заявлены обществом в размере 483,32 тыс. руб., приняты тарифным органом - 389,96 тыс. руб.;
на водоотведение (микрорайон МСО) обществом заявлены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала (производственного и цехового персонала) в размере 15,71 тыс. руб., тарифным органом приняты расходы в размере 13,24 тыс. руб. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала заявлены обществом в размере 1,20 тыс. руб., приняты тарифным органом - 0,97 тыс. руб.
Затраты определялись тарифным органом исходя из численности персонала и среднемесячной заработной платы, фактически сложившихся у общества в 2021 г., с учетом увеличения их на индексы потребительских цен (далее - ИПЦ) на 2022 г. - 113,9%, на 2023 г. - 106,0% в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Отчисления на социальные нужды рассчитаны с учетом ставки, предложенной обществом (том 1, л. д. 22 - 38, 167 - 185).
Согласно положениям пунктов 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются, в том числе, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций.
Из части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении следует, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования, относятся: базовый уровень операционных расходов; индекс эффективности операционных расходов; нормативный уровень прибыли; показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии), которые, за исключением параметров нормативного уровня прибыли, определяются в соответствии с разделом VIII Основ ценообразования (пункты 79, 79(1) Основ ценообразования).
В силу пункта 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 45 Методических указаний в„– 1746-э операционные расходы на первый год досрочного периода регулирования рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 названных Методических указаний.
К числу таких расходов отнесены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала (пункты 39 - 41 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункту 17 Методических указаний в„– 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным Методическим указаниям.
При этом установлено, что при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения:
параметры отраслевого тарифного соглашения;
параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение);
размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;
условия коллективного договора;
прогнозный индекс потребительских цен.
Приложение 2.2 к Методическим указаниям в„– 1746-э "Расходы на оплату труда в целом по регулируемым видам деятельности" предусматривает заполнение такой графы, как "Тарифная ставка рабочего 1 разряда".
Из Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области на 2020 - 2022 гг., с учетом дополнительного соглашения от 11 апреля 2022 г., следует, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается в размере, равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда и коэффициента особенностей работ Организации (том 1, л. д. 50 - 72).
Для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда с 1 января 2023 г. установлена в размере 12639 руб. (том 1, л. д. 71).
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что тарифным органом при расчете операционных расходов на первый год досрочного периода регулирования необоснованно не применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) при расчете расходов по статьям затрат: "Расходы на оплату труда производственного персонала", "Расходы на оплату труда цехового персонала", "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала".
Из материалов дела следует, что определяя расходы на оплату труда, тарифный орган в своих расчетах не руководствовался положениями отраслевого тарифного соглашения, что привело к занижению данных затрат по сравнению с предложением регулируемой организации.
При таких обстоятельствах в части неприменения при расчетах расходов на оплату труда обществу минимальной месячной тарифной ставки рабочих 1 разряда, установленной с 1 января 2023 г., решение правления региональной службы по тарифам является неверным.
Отчисления на социальные нужды подлежат перерасчету как производные от расходов на оплату труда.
ООО "ВКХ г. Слободского" в тарифах на долгосрочный период 2023 - 2027 гг. заявлены расходы по статье затрат "Нормативная прибыль" в целом по услугам в размере 2592,28 тыс. руб.
Согласно обосновывающим материалам к тарифной заявке административного истца фактические расходы организации за 2021 г. на выплаты из нормативной прибыли составили 2130,35 тыс. руб.
Данная сумма состоит из расходов на дополнительный тариф, связанный с вредностью условий труда (3,4 тыс. руб.), материальную помощь сотрудникам (134,5 тыс. руб.), премиальные выплаты (1507,7 тыс. руб.), страховые взносы (485,2 тыс. руб.) (том, 2 л. д. 141).
Тарифным органом проанализированы фактические затраты организации в 2021 г. на выплаты премий из прибыли и признаны экономически не обоснованными премиальные выплаты в размере 1507,7 тыс. руб. Региональная служба по тарифам полагает, что включение в их состав сумм премирования работников с предстоящим Новым годом в размере 557,5 тыс. руб. и вознаграждения директору предприятия (приказ в„– 111 от 14 мая 2021 г.) в размере 56,6 тыс. руб. незаконно. Также, по мнению тарифного органа, материальную помощь сотрудникам необходимо рассчитывать с учетом тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 10313 руб. (8545 руб. x 1,139 x 1,06).
В силу подпункта "в" пункта 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 31 Методических указаний в„– 1746-э при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
При этом пунктом 21 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Приказом от 21 декабря 2021 г. в„– 318 в связи с предстоящим Новым годом 144-м работникам ООО "ВКХ г. Слободского" выплачена единовременная премия за счет средств прибыли общества (том 2, л. д. 101, 102, 126).
В соответствии с пунктом 10.11 коллективного договора МУП "ВКХ г. Слободского" на 2017 - 2020 гг., с учетом соглашений от 24 апреля 2019 г., от 28 декабря 2020 г. о переименовании организации и продлении срока действия договора на 2021 - 2023 гг., работникам предприятия выплачивается единовременная премия к праздникам, по итогам работы за полугодие, год за счет прибыли по усмотрению администрации по согласованию с профсоюзным комитетом (том 1, л. д. 84, 134, 135).
Порядок вознаграждения работников общества, предусмотренный трудовыми договорами, установлен Положением об оплате труда (пункт 1.11) и Положением о повременно-премиальной системе оплаты труда работников (пункт 1 Порядка премирования), являющихся приложениями к коллективному договору. На основании данных актов премирование работников ООО "ВКХ г. Слободского" производится за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость продукции. Единовременные премии к праздникам не относятся к таким выплатам (том 1, л. д. 98 - 106).
В этой связи, поскольку единовременная премия к празднику предусмотрена для работников общества коллективным договором, не учитывается при определении налоговой базы налога на прибыль, исключение тарифным органом фактических затрат на премирование к Новому году из статьи затрат "Нормативная прибыль" противоречит действующему законодательству.
Ссылки представителя региональной службы по тарифам на то, что в коллективном договоре не перечислено, к каким праздникам выплачивается премия, отклоняются судом, поскольку такого требования не содержится в тарифном законодательстве, более того в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации новогодние каникулы являются нерабочими праздничными днями по причине празднования гражданами Российской Федерации праздника - Нового года.
Постановлением администрации г. Слободского от 13 мая 2021 г. в„– 796 на основании решения очередного общего собрания учредителей директору ООО "ВКХ г. Слободского" Ж. установлено вознаграждение в размере 5-ти должностных окладов. В соответствии с приказом ООО "ВКХ г. Слободского" от 14 мая 2021 г. в„– 111 данное вознаграждение выплачено (том 2, л. д. 111, 112, 126).
Согласно трудовому договору от 1 февраля 2012 г., заключенному между администрацией г. Слободского и Ж., разделу 4 дополнительного соглашения к трудовому договору от 17 апреля 2019 г. заработная плата директора ООО "ВКХ г. Слободского" состоит из должностного оклада, ежемесячной премии, персональной надбавки за сложность и напряженность. Также предусматривается вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с Положением об оплате труда (том 2, л. д. 119 - 125).
Положением об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью, автономных некоммерческих организаций, утвержденным постановлением администрации г. Слободского от 23 марта 2021 г. в„– 425, в пункте 3.2 предусмотрено вознаграждение руководителю за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия по итогам работы за отчетный год за счет и в пределах полученной прибыли за вычетом налогов и других обязательных платежей, а также средств, направленных на развитие юридического лица (том 2, л. д. 127 - 129).
Пунктом 10.11 коллективного договора ООО "ВКХ г. Слободского" предусмотрена единовременная премия по итогам работы за год.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (часть 3 статьи 43 Трудового кодекса Российской Федерации).
Руководитель является работником организации, выполняющим в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию - руководство организацией в соответствии с частью 1 статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации и с учетом позиции, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. в„– 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации".
Тем не менее, невключение вознаграждения директору общества при расчете размера нормативной прибыли является верным, поскольку из постановления администрации г. Слободского от 13 мая 2021 г. в„– 796 невозможно установить, за что Ж. выплачено вознаграждение в размере 5-ти должностных окладов.
Отказывая во включении в расходы по статье затрат "Нормативная прибыль" фактических расходов за 2021 г. по выплате материальной помощи сотрудникам общества, тарифный орган указал на неверность расчетов административного истца. По мнению представителей региональной службы по тарифам, материальную помощь сотрудникам необходимо рассчитывать с учетом тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 10313 руб., образованную из тарифной ставки рабочего 1 разряда за 12 месяцев 2021 г., увеличенную с учетом ИПЦ (8541,67 руб. x 1,139 x 1,06).
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
В пункте 2 Основ ценообразования дано следующее определение необходимой валовой выручки - это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Судом установлено, что административным истцом в адрес тарифного органа представлены документы, подтверждающие несение данных расходов в 2021 г., расчет на 2023 г.
Поскольку для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда с 1 января 2023 г. установлена в размере 12639 руб., общество обоснованно в подтверждение объема финансовых средств, необходимых ему в течение очередного периода регулирования для осуществления регулируемого вида деятельности, заявило расходы с учетом их установленной перспективы (том 1, л. д. 71).
По смыслу подпункта "е" пункта 17, пункта 20 Правил регулирования тарифов представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, расчеты расходов с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) анализируются экспертами регулирующего органа на предмет экономической обоснованности.
В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил регулирования тарифов).
Расчет тарифным органом расходов на нормативную прибыль путем индексации плановых расходов общества, рассчитанных региональной службой по тарифам на 2022 г., мог бы рассматриваться как экономически возможный только в случае непредставления обществом обосновывающих материалов и документов, подготовленных на их основании самостоятельных расчетов.
Применение ООО "ВКХ г. Слободского" ИПЦ в размере 21% на основе сведений средств массовой информации суд полагает необоснованным.
ООО "ВКХ г. Слободского" заявлены расходы по статье затрат "Расчетная предпринимательская прибыль" в размере 8021,47 тыс. руб. (том 1, л. д. 171, 174, об. 178, 180, том 2, л. д. 130).
Заявленные расходы тарифным органом исключены из необходимой валовой выручки по причине неуказания в договоре аренды его срока действия, вытекающей из этого возможности сторон в любое время отказаться от договора.
Согласно договору аренды от 8 мая 2008 г., заключенному между муниципальным образованием "город Слободской Кировской области" (арендодатель) и МУП "ВКХ г. Слободского" (арендатор), во временное владение и пользование арендатора передано движимое и недвижимое имущество согласно акту приема-передачи (том 1, л. д. 136 - 140, том 2, л. д. 131 - 136).
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 договора аренды договор вступил в силу с 8 мая 2008 г. Срок договора аренды установлен с даты вступления в силу договора по 31 декабря 2008 г. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации - это величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемая ею по своему усмотрению.
Согласно пункту 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) настоящего документа.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
В силу пункта 47(2) Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации:
являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, некоммерческой организацией;
владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
Положения пункта 47(2) Основ ценообразования на административного истца не распространяются.
Требования пункта 4 статьи 41.2, статьи 41.1 Закона о водоснабжении также не применяются к обществу по причинам, указанным в частях 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 3 ноября 2015 г. в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
Согласно пунктам 79, 80 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, которые в течение долгосрочного периода регулирования не подлежат пересмотру; включается в состав необходимой валовой выручки, ежегодно корректируемой в соответствии с формулой, установленной в Методических указаниях, следовательно, ежегодно пересматривается.
Поскольку ООО "ВКХ г. Слободского" действующим тарифным законодательством не отнесено к организациям, которым не устанавливается расчетная предпринимательская прибыль, исключение региональной службой по тарифам заявленных обществом сумм из необходимой валовой выручки необоснованно.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Решение правления региональной службы по тарифам от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации ООО "ВКХ г. Слободского", о признании утратившими силу некоторых решений правления региональной службы по тарифам Кировской области" не соответствует вышеприведенным требованиям законодательства, поэтому подлежит признанию не действующим в части установленного размера расходов по статьям затрат: "Расходы на оплату труда производственного персонала", "Расходы на оплату труда цехового персонала", "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала", "Отчисления на социальные нужды", "Нормативная прибыль", "Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации" - со дня его принятия.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ООО "ВКХ г. Слободского" уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб., что подтверждается платежным поручением в„– 2328 от 16 декабря 2022 г.
Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика - региональной службы по тарифам в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского" удовлетворить.
Признать недействующим решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 25 ноября 2022 г. в„– 45/28-кс-2022 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации общества с ограниченной ответственностью "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского", о признании утратившими силу некоторых решений правления региональной службы по тарифам Кировской области" в части размера расходов по следующим статьям затрат: "Расходы на оплату труда производственного персонала", "Расходы на оплату труда цехового персонала", "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала", "Отчисления на социальные нужды", "Нормативная прибыль", "Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации" - со дня его принятия.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования региональной службы по тарифам Кировской области.
Взыскать с региональной службы по тарифам Кировской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Водопроводное канализационное хозяйство г. Слободского" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 10 марта 2023 года.
Судья
О.Н.СМЕТАНИНА
------------------------------------------------------------------