По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Решение Кировского областного суда от 12.05.2023 по делу N 3а-22/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 12672 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утв. распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 N 1418, и пункта 9176 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утв. распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 N 1954>
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2023 г. по делу в„– 3а-22/2023
Кировский областной суд в составе:
судьи Моисеева К.В.,
при секретаре Е.,
при участии прокурора Шибановой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "З" к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов,
установил:
ООО "З" подано административное исковое заявление об оспаривании пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 в„– 1418; пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 в„– 1954. В обоснование заявленных требований указано, что ООО "З" до 28.06.2022 являлось собственником нежилого помещения в„– <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в здании по адресу: г. <данные изъяты>, ошибочно указанного министерством имущественных отношений Кировской области как расположенным в здании по адресу: г. <данные изъяты>. Указанное помещение необоснованно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку оно не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ. Включение имущества, принадлежащего обществу, в названные Перечни нарушает права общества как плательщика налога на имущество организаций, возлагая на него повышенную налоговую нагрузку.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "З" - А. пояснил, что спорное помещение расположено в многоквартирном жилом доме, находящемся на земельном участке с видом разрешенного использования "жилая застройка", и использовалось обществом для собственных нужд, что исключает, по его мнению, отнесение данного помещения к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Выслушав представителя административного истца ООО "З" - А., поддержавшего требования административного искового заявления, представителя министерства имущественных отношений Кировской области - Х., указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Ш., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
Согласно п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
С 01.01.2017 вступил в силу Закон Кировской области от 27.07.2016 в„– 692-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области".
В соответствии с абзацами 2 - 5 статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 в„– 692-ЗО поименованы объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по объектам недвижимого имущества, указанным в абзацах втором и третьем настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период (абзац 7 статьи 3 Закона Кировской области от 27.07.2016 в„– 692-ЗО).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Постановлением Правительства Кировской области от 20.10.2017 в„– 31-П "О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 в„– 26" министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).
Постановлением Правительства Кировской области от 15.11.2017 в„– 62-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области, постановление Правительства Кировской области от 27.05.2015 в„– 40/272 признано утратившим силу.
В соответствии с пунктом 3.1.9 Положения о министерстве имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области указанное министерство утверждает перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Кировской области от 15.12.2020 в„– 668-П министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области, постановление Правительства Кировской области от 27.05.2015 в„– 40/272 признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Кировской области от 15.02.2021 в„– 81-П утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Кировской области, в соответствии с подпунктом 3.3.4 которого к полномочиям министерства имущественных отношений Кировской области отнесено утверждение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 в„– 1418 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 30.12.2021 в„– 1954 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанные нормативные акты опубликованы на официальном информационном сайте министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru), который в соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 06.05.2016 в„– 01-452, является источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка его принятия, официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.
Помещение в„– <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: г. <данные изъяты>, площадью 385,8 кв. м, собственником которого в 2021, 2022 гг. являлось ООО "З", включено в пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в пункт <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Принимая решение о включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в указанные Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административный ответчик руководствовался сведениями из Единого государственного реестра недвижимости и сведениями, содержащимися в документах технического учета на данное нежилое помещение.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию нежилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, площадью 385,8 кв. м значится как "нежилое помещение" и имеет наименование "помещение магазина".
По сведениям, содержащимся в техническом паспорте, составленном 24.08.2007 Кировским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", на помещение в„– <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 385,8 кв. м, расположенное по адресу: <данные изъяты>, данное помещение именуется как "помещение магазина", имеет назначение "торговое", использование "торговое".
В экспликации к поэтажному плану помещения в составе входящих в него помещений имеется помещение с назначением "торговый зал" - 119,5 кв. м.
При этом площадь данного помещения, предназначенного непосредственно для размещения торгового объекта, составляет 30,9% от общей площади помещения.
Учитывая изложенное, вопреки доводам административного истца анализ сведений, содержащихся в данных регистрирующего органа и документах технического учета (инвентаризации), позволял административному ответчику прийти к однозначному выводу о соответствии спорного нежилого помещения критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку указанные в названных документах сведения о наименовании и назначении помещения предусматривают занятие спорного помещения под торговый объект.
Нельзя признать обоснованными доводы административного истца относительно того, что расположение спорного нежилого помещения в жилом многоквартирном доме и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный дом, исключают возможность отнесения нежилого помещения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неверном, субъективном понимании положений ст. 378.2 НК РФ.
Ссылки административного истца на то обстоятельство, что спорное нежилое помещение фактически не использовалось в целях размещения торгового объекта, правового значения для настоящего дела не имеют, поскольку по смыслу положений п. 1 ст. 378.2 НК РФ юридически значимым обстоятельством для отнесения нежилого помещения к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является возможность использования данных объектов исходя из их назначения, разрешенного использования или наименования в целях размещения торговых объектов.
Иные доводы административного истца, приведенные в обоснование заявленных им требований, также не влияют на правильность выводов административного ответчика об отнесении данного нежилого помещения к объектам разрешенного использования или наименование которых предполагает размещение торгового объекта.
При таком положении отнесение данного объекта недвижимости к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суд признает соответствующим положениям статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании части 1 статьи 100, части 1 статьи 111 КАС РФ заявленные к возмещению расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб. 00 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 9000 руб. 00 коп., относятся на него и возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "З" к министерству имущественных отношений Кировской области о признании недействующим со дня принятия пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2021 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от 24.12.2020 в„– 1418; пункта <данные изъяты> Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 в„– 1954.
В удовлетворении заявления о возмещении судебных расходов отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.
Судья
Кировского областного суда
К.В.МОИСЕЕВ
Мотивированное решение суда составлено 18.05.2023.
------------------------------------------------------------------