По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Определение Кировского областного суда от 09.06.2023 N 33а-2998/2023 <Об отмене решения Первомайского районного суда г. Кирова от 16.03.2023 и оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 10 постановления администрации г. Кирова от 10.11.2022 N 3161-п "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Кирова">
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2023 г. в„– 33а-2998/2023, 2а-679/2023
43RS0003-01-2022-005797-97
Судья Л.В. Комарова
Резолютивная часть объявлена 8 июня 2023 г.
Мотивированное определение изготовлено 9 июня 2023 г.
г. Киров, 8 июня 2023 г.
Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Л.В. Русских,
судей Е.А. Степановой, Т.Н. Мазюты,
при секретаре С.Е.,
с участием прокурора О.А. Русановой,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 марта 2023 г.,
принятое по административному делу в„– 2а-679/2023 по административному исковому заявлению Б. к администрации г. Кирова о признании недействующим нормативного правового акта в части,
заслушав доклад судьи Е.А. Степановой, судебная коллегия
установила:
Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Кирова о признании недействующим нормативного правового акта в части. В обоснование указал, что распоряжением администрации г. Кирова от 15 октября 2003 г. в„– ему в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером в„– площадью 670 кв. м, заключен договор аренды земельного участка. Границы земельного участка уточнены, участок поставлен на кадастровый учет. Согласно договору аренды земельного участка участок предоставлен для сельскохозяйственного использования. По сведениям ИСОГД, земельный участок находится в территориальной зоне "Ж-1Б. Зона индивидуальной жилой застройки усадебного типа". Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Кирова от 1 сентября 2022 г. установлено, что участок фактически расположен в двух территориальных зонах - Ж-1Б и Р-2П. Поскольку размещение земельного участка в двух территориальных зонах не допускается, истец обратился в администрацию г. Кирова с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части перевода земельного участка в зону Ж-1Б. 10 ноября 2022 г. администрацией г. Кирова принято постановление в„– "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Кирова", пунктом 10 которого для земельного участка с кадастровым номером N, а также прилегающей территории, расположенной в соответствии с генеральным планом в границах зоны озелененных территорий общего пользования, установлена территориальная зона "Р-2. Зона зеленых насаждений общего пользования". Данное постановление является незаконным, нарушает права административного истца на использование земельного участка по его назначению. Просит признать незаконным пункт 10 постановления администрации муниципального образования "Город Киров" от 10 ноября 2022 г. N, обязать муниципальное образование "город Киров" установить территорию зону "Ж-1Б. Зона индивидуальной жилой застройки усадебного типа" для земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 16 марта 2023 г. административные требования Б. удовлетворены частично: признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты принятия пункт 10 постановления администрации г. Кирова от 10 ноября 2022 г. N, на администрацию г. Кирова возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Б. от 13 октября 2022 г. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; в остальной части административных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, представитель администрации города Кирова по доверенности - С.Т. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование указывает доводы о том, что оснований для установления для спорного земельного участка территориальной зоны Ж-1Б в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Кирова не имеется. Полагает, что оспариваемое постановление не является нормативно-правовым актом.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора г. Кирова Новоселов Д.И. указал на законность и обоснованность решения суда и на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель администрации города Кирова С.Т. настаивала на доводах и требованиях апелляционной жалобы.
Представитель Б. - К. полагала решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованное лицо Х. оставила разрешение требований на усмотрение суда.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.
В силу статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся участников, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив и проверив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Как установлено судом и следует из материалов настоящего дела, распоряжением главы администрации г. Кирова от 12 июля 1999 г. в„– Х. предоставлен в аренду земельный участок в„– 15 октября 2003 г., на основании распоряжения администрации г. Кирова в„– утвержден проект границ указанного земельного участка, отменено распоряжение главы администрации г. Кирова от 12 июля 1999 г. N, с Х. расторгнут договор аренды, земельный участок предоставлен в аренду Б. для сельскохозяйственного использования (т. 1, л. д. 17 - 18).
С Б. заключен договор в„– аренды земельного участка, по условиям которого земельный участок предоставлен для сельскохозяйственного использования, относится к категории земель поселений (т. 1, л. д. 19 - 20).
26 ноября 2003 г. земельный участок в„– поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер N, установлена площадь 670 кв. м.
11 апреля 2022 г. Б. обратился в администрацию г. Кирова с заявлением о предоставлении ему в собственность арендуемого земельного участка.
Постановлением администрации г. Кирова от 6 мая 2022 г. в„– административному истцу отказано в предоставлении земельного участка, поскольку он не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, земельный участок расположен в границах территориальной зоны "Р-2П. Зона развития зеленых насаждений общего пользования" и предоставление земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не допускается на праве, указанном в заявлении, границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова от 1 сентября 2022 г., вступившим в законную силу, по административному делу в„– в удовлетворении административных требований Б. о признании незаконным постановления администрации г. Кирова от 6 мая 2022 г. в„– отказано. При этом установлено, что спорный земельный участок расположен в границах территориальных зон "Ж-1Б. Зона индивидуальной жилой застройки усадебного типа" и "Р-2П. Зона развития зеленых насаждений общего пользования".
13 октября 2022 г. Б. обратился в администрацию г. Кирова с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Кирова в части перевода земельного участка с кадастровым номером в„– в зону Ж-1Б.
10 ноября 2022 г. администрацией г. Кирова принято постановление в„– 3161-П "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Кирова", пунктом 10 приложения к которому предусмотрено, что для земельного участка с кадастровым номером N, местоположение: <адрес>, а также для прилегающей территории, расположенной в соответствии с генеральным планом в границах зоны озелененных территорий общего пользования, установлена территориальная зона "Р-2. Зона зеленых насаждений общего пользования".
Полагая, что постановление в указанной части нарушает права заявителя как владельца земельного участка, Б. обратился в суд.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя в части признания пункта 10 постановления администрации г. Кирова от 10 ноября 2022 г. в„– противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты принятия и возложения на администрацию г. Кирова обязанности повторно рассмотреть заявление Б. от 13 октября 2022 г., суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии оспариваемого постановления в части администрацией г. Кирова нарушен порядок внесения изменений в территориальное планирование, поскольку, изменив территориальную зону без учета фактического использования земельного участка и прав арендатора, без его изъятия, администрация г. Кирова в одностороннем порядке изменила назначение земельного участка, чем нарушила права Б.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Суд не вправе вмешиваться в предусмотренную компетенцией нормотворческую деятельность и возлагать на органы законодательной и исполнительной власти обязанность по принятию тех или иных нормативных правовых актов в той или иной редакции, поскольку указанное будет противоречить принципу разделения властей, закрепленному в статье 10 Конституции РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 2003 г. в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 131-ФЗ), Градостроительном кодексе Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона в„– 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Подготовка, принятие и внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Кирова по смыслу положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона в„– 131-ФЗ, пункта 3 части 3 статьи 8, статей 24 - 25, 32 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации образуют единую нормотворческую процедуру и составляют исключительную прерогативу органов местного самоуправления в сфере нормативного регулирования в области земельных отношений и градостроительной деятельности.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. в„– 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из содержания постановления администрации г. Кирова от 10 ноября 2022 г. в„– 3161-п следует, что оспариваемый правовой акт предусматривает только при подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Кирова, утвержденные постановлением администрации г. Кирова от 18 июля 2022 г. в„– 1755-п, рассмотреть, в том числе по предложению комиссии, выработанному в ходе заседания, в рамках рассмотрения предложения К. (представителя по доверенности Б.), для земельного участка с кадастровым номером 43:40:003018:12, а также для прилегающей территории, расположенной в соответствии с генеральным планом в границах зоны озелененных территорий общего пользования, вопрос об установлении территориальной зоны "Р-2. Зона зеленых насаждений общего пользования", а не установил территориальную зону в отношении спорного земельного участка.
Кроме того, оспариваемое постановление не распространяется на неопределенный круг лиц, не рассчитано на неоднократное применение.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление по своему содержанию не является нормативным правовым актом, не содержит рассчитанных на неоднократное применение правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, в том числе и для административного истца, поскольку регулирует работу структурных подразделений администрации г. Кирова и его отделов, носит индивидуально-распорядительный характер и не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации г. Кирова удовлетворить, решение Первомайского районного суда г. Кирова от 16 марта 2023 г. отменить, принять по делу новое решение:
Административное исковое заявление Б. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу посредством подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.РУССКИХ
Судьи
Е.А.СТЕПАНОВА
Т.Н.МАЗЮТА
------------------------------------------------------------------