Решение Кировского областного суда от 21.04.2023 по делу N 3а-16/2023 <О признании недействующими пункта 13319 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утв. распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2021 N 1954, и пункта 5414 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утв. распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30.12.2022 N 1665>



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-16/2023

43OS0000-01-2023-000054-66

Резолютивная часть оглашена 21 апреля 2023 г.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 мая 2023 г.
Кировский областной суд в составе:
судьи Степановой Е.А.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Шибановой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.Н. к министерству имущественных отношений Кировской области об оспаривании пункта 13319 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2021 г. в„– 1954, пункта 5414 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2022 г. в„– 1665, выслушав объяснения представителя административного истца Б.М., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Кировской области Х., заключение прокурора Кировской областной прокуратуры Шибановой Н.Е.,

установил:

Б.Н. обратилась в Кировский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Кировской области (далее - министерство, административный ответчик) о признании недействующими пункта 13319 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2021 г. в„– 1954 (далее также - Перечень на 2022 год), пункта 5414 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2022 г. в„– 1665 (далее также - Перечень на 2023 год).
В обоснование исковых требований указала, что является собственником 13560/317240 и 112330/317240 долей в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000313:181, расположенное по адресу: г. Киров, Хлебозаводской проезд, д. 3, помещение 1006, площадью 3172,4 кв. м. Указанный объект недвижимости включен в утвержденные административным ответчиком Перечни объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году и 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, под номерами 13319 и 5414 соответственно. Вместе с тем нежилое помещение не обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Просит признать недействующими пункт 13319 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2021 г. в„– 1954, пункт 5414 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2022 г. в„– 1665.
В судебном заседании представитель административного истца Б.М. поддержал доводы и требования, содержащиеся в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что просит признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими в части с момента принятия.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Кировской области Х. в представленном отзыве на административное исковое заявление и в судебном заседании выразил несогласие с заявленными требованиями, указав на соблюдение процедуры принятия и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, указал на правомерность включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исходя из сведений выездного мероприятия с составлением акта обследования от 18 июня 2021 г., а также информации об объекте из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Б.Н., а также привлеченные в ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц К.А., К.Е., Н., Ш., Л. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили. Н., К.Е. ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные материалы, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Б.Н. является собственником 13560/317240 и 112330/317240 долей в праве общей долевой собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000313:181, расположенное по адресу: г. Киров, Хлебозаводской проезд, д. 3, помещение 1006, площадью 3172,4 кв. м.
Распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2021 г. в„– 1954 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2022 г. в„– 1665 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером 43:40:000313:181 включен в пункты 13319 и 5414 Перечней соответственно.
Указывая, что спорное помещение включено в оспариваемые Перечни в отсутствие объективных данных об использовании площади помещения в качестве объекта, назначение, разрешенное использование или наименование которого предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, что свидетельствует о нарушении прав административного истца как налогоплательщика, Б.Н. обратилась в Кировский областной суд с настоящим иском.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов, действующих на момент его принятия и устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.1.7 Положения о министерстве государственного имущества Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 27 мая 2015 г. в„– 40/272, обязанность утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, была возложена на данное министерство.
Согласно пункту 1.11 указанного Положения, пункту 1.2 распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 6 мая 2016 г. в„– 01-452 "О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области" министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 настоящего Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений, нормативные правовые акты в форме распоряжений, решений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Кировской области.
В соответствии с пунктом 1.3 распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 6 мая 2016 г. в„– 01-452 "О порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области" источником официального опубликования нормативных правовых актов министерства является официальный сайт министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru).
Согласно пункту 6.1 указанного распоряжения нормативные правовые акты министерства вступают в силу после их официального опубликования. Днем официального опубликования считается день первой публикации полного текста нормативного правового акта на официальном сайте министерства в разделе "Нормативные правовые акты министерства".
Постановлением Правительства Кировской области от 20 октября 2017 г. в„– 31-П "О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 20 октября 2017 г. в„– 26" министерство государственного имущества Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области (пункт 1.2).
Постановлением Правительства Кировской области от 15 декабря 2020 г. в„– 668-П "О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области от 7 декабря 2020 г. в„– 170 и передаче некоторых государственных функций и полномочий" министерство имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области переименовано в министерство имущественных отношений Кировской области.
Оспариваемые распоряжения министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2021 г. в„– 1954 опубликовано на официальном сайте министерства (www.dgs.kirovreg.ru) 30 декабря 2021 г., от 30 декабря 2022 г. в„– 1665 - 30 декабря 2022 г.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы, порядка их принятия, опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.
Проверяя указанные распоряжения в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действие которых распространялось на момент принятия распоряжений, суд учитывает следующее.
В силу части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
С учетом изложенного нормы Налогового кодекса Российской Федерации приводятся в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, регламентирующей особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, обязывает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи (подпункт 1).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения перечня) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, являются видом недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из системного толкования приведенных норм применительно к обстоятельствам дела следует, что рассматриваемое нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если обладает признаками имущества, указанного в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
Право субъектов Российской Федерации при установлении налога законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества закреплено в части 2 статьи 372, части 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (далее также - НК РФ).
С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон Кировской области от 27 июля 2016 г. в„– 692-ЗО "О налоге на имущество организаций в Кировской области".
В соответствии со статьей 3 Закона Кировской области от 27 июля 2016 г. в„– 692-ЗО налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется по указанным объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяемый уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области на соответствующий налоговый период.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из пояснений представителя административного ответчика в ходе судебного разбирательства, спорное здание включено административным ответчиком в Перечень в рамках процедуры осуществления министерством имущественных отношений Кировской области мероприятий по формированию и актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, исходя из сведений, содержащихся в акте обследования объекта недвижимого имущества по состоянию на 18 июня 2021 г., а также информации об объекте из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения, действующий на период утверждения Перечня на 2022 год, утвержден постановлением Правительства Кировской области от 5 ноября 2019 г. в„– 578-П "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения".
Согласно подпункту 2.1 указанного Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления предварительного перечня используются сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
доступная информация и заявления, касающиеся вида фактического использования объектов недвижимого имущества, поступившие в текущем периоде от собственников объектов недвижимого имущества, в том числе документы технического учета (инвентаризации), информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
сведения органов исполнительной власти Кировской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области и других органов и организаций, а также сведения актов обследования объектов недвижимого имущества.
В силу п. п. 2.4, 2.5 Порядка в случае отсутствия информации, позволяющей установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества, уполномоченный орган проводит их обследование.
По результатам обследования объекта недвижимого имущества составляется акт обследования объектов недвижимого имущества (далее - акт обследования) согласно приложению в„– 1. При отсутствии каких-либо данных об объектах недвижимого имущества, подлежащих отражению в акте обследования, в соответствующей строке для заполнения акта обследования ставится прочерк. При отсутствии возможности фото- и (или) видеосъемки в акте обследования делается особая отметка. В случае если при проведении обследования объекта недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии к объектам недвижимого имущества, но при этом имеются факты, свидетельствующие об использовании объектов недвижимого имущества для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (вывески, рекламные стенды, баннеры), такие обстоятельства отражаются в акте обследования с приложением фото- и (или) видеоматериалов.
Таким образом, из вышеприведенных норм Порядка следует, что необходимость определения вида фактического использования недвижимого имущества посредством обследования объекта поставлена в зависимость от возможности установления факта использования имущества в предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ целях исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и (или) технического учета (инвентаризации).
Порядок формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, и определения вида их фактического использования в целях налогообложения, действующий на период утверждения Перечня на 2023 год, утвержден постановлением Правительства Кировской области от 23 мая 2022 г. в„– 256-П.
Согласно п. 2.2 указанного Порядка для определения назначения, разрешенного использования или наименования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях установления соответствия объектов недвижимого имущества критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, используются сведения, содержащиеся в ЕГРН и в документах технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества.
В целях уточнения назначения, разрешенного использования или наименования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:
заявления собственников объектов недвижимого имущества, содержащие сведения о назначении, разрешенном использовании, наименовании объектов недвижимого имущества, в том числе документы технического учета (инвентаризации), договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования на объекты недвижимого имущества, информация об объектах недвижимого имущества из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
информация, получаемая от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности.
В случае отсутствия либо неполноты сведений, позволяющих определить назначение, разрешенное использование или наименование зданий (строений, сооружений) и помещений, уполномоченный орган проводит их обследование с целью определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества в порядке, определенном разделом 3 настоящего Порядка.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект находится в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 43:40:000313:37 с видом разрешенного использования "для эксплуатации нежилых зданий" (производственные здания, заготовительный цех, склад, котельная, слесарная мастерская, гаражи).
Спорное помещение по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости значится - "нежилое помещение" и имеет наименование "нежилое помещение".
По сведениям, содержащимися в техническом паспорте, составленном 29 мая 2008 г. Кировским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация", на помещение в„– 1006 с кадастровым номером 43:40:000313:181 площадью 3172,4 кв. м, данное помещение именуется как "помещение в производственном здании", вид использования "по назначению". Из экспликации к поэтажному плану строения следует, что нежилые помещения, расположенные в данном помещении, имеют назначение "коридор", "цех", "подсобная", "воздухосборник", "подъемник", "участок упаковки", "инструментальная", "склад готовой продукции", "туалет", "коридор", "раздевалка", "кабинет", "столярный цех", "подсобное", "подсобная", "склад", "прессовочная", "сушилка", "раздевалка", "душевая", "тепловой узел", "электрощитовая", "подъемник", "венткамера", "сварочный участок".
Принимая во внимание, что сведения, содержащиеся в технической документации на помещение в„– 1006 с кадастровым номером 43:40:000313:181, не предусматривают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, сами по себе сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и в документах технического учета, не могли явиться достаточным основанием для отнесения спорного помещения к предусматривающим размещение в них офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а следовательно, о соответствии спорного нежилого помещения критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком проведено обследование с целью определения вида фактического использования объекта недвижимого имущества по состоянию на 18 июня 2021 г.
Иных обследований объекта недвижимого имущества, в том числе при формировании и утверждении Перечня на 2023 год, не проводилось.
Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 43:40:000313:181, проведенного по состоянию на 18 июня 2021 г. без доступа комиссии в здание (л. д. 65 - 66), 38,7% (1227,9 кв. м) общей площади помещения фактически используется для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, а именно: шиномонтажа и магазина "Колеса даром", сервисного центра по ремонту бытовой техники "Квадрат-Сервис", оптового-розничного магазина цветов "Флористик Плюс", магазина "Йог Декор", остальные 61,3% (1944,5 кв. м) фактически используются для размещения складов компании "Пила43", производственных цехов компании "Брава".
Согласно п. 5 указанного акта обследование проведено в рамках формирования Перечня на 2022 год.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что указанные организации занимают помещения 23 (1072,3 кв. м), 30 (140 кв. м), 31 (15,6 кв. м) технического паспорта помещения, а всего 1227,9 кв. м, что установлено в ходе визуального осмотра вывесок, сведений технического паспорта.
В ходе судебного разбирательства в материалы дела представлены договоры аренды, заключенные на спорный объект недвижимости с ФКУ "Главное бюро МСЭ по Кировской области", ИП Браславской (швейная фабрика "Брава"), ИП Сусловым, ООО "Нормаль", ИП Репиной (сменившей фамилию на Грищенко) ("Квадрат-Сервис"), ИП Папуловым ("Пила43"), ООО "КолесаДаром.ру".
Представителем административного ответчика в судебном заседании подтверждена позиция относительно соответствия спорного нежилого помещения критериям подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в силу осуществления деятельности ИП Репиной (Грищенко) - "Квадрат-Сервис", ООО "КолесаДаром.ру" - "Колеса даром". Кроме того, представитель ответчика указал на вероятную возможность заключения договоров аренды на спорное нежилое помещение иными сособственниками помещения с оптово-розничным магазином цветов "Флористик Плюс", магазином "Flor Декор", ссылаясь на акт обследования и сведения информационно-телекоммуникационной системы "Интернет" о нахождении данных магазинов по адресу: г. Киров, Хлебозаводской проезд, д. 3, этаж 1. Кроме того, представитель ответчика указал на необходимость отнесения деятельности ИП Папулова ("Пила43") к фактическому использованию для размещения объекта бытового обслуживания, исходя из его видов деятельности по ремонту оборудования.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что представленный акт фактического обследования не может быть принят в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования помещения, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании собранных по делу доказательств (договоров аренды) судом установлено, что под размещение объектов бытового обслуживания были переданы в аренду ИП Репиной (Грищенко) - "Квадрат-Сервис", ООО "КолесаДаром.ру" - "Колеса даром" общей площадью 176,7; 49,9 кв. м, и 322,6; 23,3 кв. м, соответственно, суммарно переданная в аренду ИП Репиной (Грищенко) - "Квадрат-Сервис", ООО "КолесаДаром.ру" составляет менее 20% площади помещения (18%).
Более того, в составе данной площади, переданной ООО "КолесаДаром.ру", часть помещения площадью 160,2 кв. м передана под склад, 9,4 кв. м передана под подсобные помещения (л. д. 192 - 194), помещение площадью 23,3 кв. м передано для использования в качестве склада (л. д. 197 - 199).
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть предназначенными и используемыми для размещения торговых объектов. Для того, чтобы признать склад торговым объектом, его площадь согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Понятие "торговый объект" приведено также в пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года в„– 582-ст.
Понятие "склад" указано в пункте 33 названного ГОСТ, это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. При этом к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Следовательно, для того чтобы признать объект недвижимости торговым объектом, его площадь должна включать в себя помещения, предназначенные для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38 Национального стандарта).
Кроме этого, для включения складских помещений в состав торговых объектов недостаточно установить, что склад предназначен или используется в деятельности по продаже товаров (услуг), необходимо, чтобы он был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
Какого-либо текстового описания результатов осмотра нежилого здания представленный акт обследования от 18 июня 2021 г. не содержит, равно как и указания на выявленные внешние признаки и критерии, на основании которых те либо иные помещения "Колеса даром" отнесены к торговым, в связи с чем невозможно установить какие из помещений, признаны таковыми, а какие нет. Приложенный фотоматериал состоит из изображений общего вида здания, из которых невозможно сделать вывод о фактическом использовании обследованного объекта.
Суд не находит оснований для отнесения площади помещения, переданной по договору аренды ИП Папулову ("Пила43"), к объекту бытового обслуживания, поскольку актом обследования объекта недвижимого имущества от 18 июня 2021 г., составленным самим административным ответчиком, установлено, что занимаемая площадь фактически используется "Пила43" для размещения складов. Доказательства использования спорного помещения для оказания услуг по бытовому обслуживанию в материалы дела не представлены.
Также суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о фактическом использовании площади спорного нежилого помещения оптово-розничным магазином цветов "Флористик Плюс", магазином "Йог Декор", поскольку соответствующие доказательства в материалы дела не представлены. Сведения информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о нахождении организация по адресу: г. Киров, Хлебозаводской проезд, д. 3, 1 этаж, не могут быть оценены в качестве данных доказательств, поскольку техническим паспортом на здание по соответствующему адресу подтверждено расположение на 1 этаже здания нескольких нежилых помещений, кроме спорного объекта, включающих в себя, в том числе, помещение торгового зала.
Учитывая, что административным ответчиком не представлено относимых доказательств, подтверждающих соответствие нежилого помещения условиям, установленным требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и необходимым для включения в Перечни на 2022 год и на 2023 год, оспариваемые положения последних не могут быть признаны соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество за налоговый период 2022 года и 2023 года, оспариваемая норма применена не была, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней объектов недвижимого имущества недействующими со дня их принятия.
В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика подлежат взысканию расходы административного истца по оплате государственной пошлины при обращении в суд, уплаченные в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования Б.Н. удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия пункт 13319 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2021 г. в„– 1954.
Признать недействующим с даты принятия пункт 5414 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства имущественных отношений Кировской области от 30 декабря 2022 г. в„– 1665.
Взыскать с министерства имущественных отношений Кировской области в пользу Б.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
Решение суда или сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в источнике официального опубликования нормативных актов министерства имущественных отношений Кировской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья
Кировского областного суда
Е.А.СТЕПАНОВА


------------------------------------------------------------------