Распоряжение Правительства Кировской области от 08.02.2023 N 19 "Об утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Кировской области на 2023 - 2026 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. в„– 19

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД"
В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2026 ГОДЫ

В целях построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории Кировской области:
1. Утвердить концепцию построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Кировской области на 2023 - 2026 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кировской области Курдюмова Д.А.

И.о. Председателя Правительства
Кировской области
Д.А.КУРДЮМОВ





Приложение

Утверждена
распоряжением
Правительства Кировской области
от 8 февраля 2023 г. в„– 19

КОНЦЕПЦИЯ
ПОСТРОЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
"БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2023 - 2026 ГОДЫ

1. Общие положения.
Реализация единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации является одним из важных элементов создания устойчивого социально-экономического развития и роста инвестиционной привлекательности Кировской области. Отсутствие такого подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на территории Кировской области комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.
2. Цели и задачи построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - комплекс "Безопасный город") является совокупностью информационных систем, аппаратно-программных средств, функциональных и (или) технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов в области противодействия угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующей интеллектуальную систему управления комплексной безопасностью Кировской области в целом, муниципальным образованием "Город Киров" и муниципальных образований Кировской области (далее - муниципальные образования) в частности.
Целью построения и развития комплекса "Безопасный город" в Кировской области является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах таких муниципальных образований.
Основными задачами построения и развития комплекса "Безопасный город" на территории Кировской области являются:
формирование коммуникационной платформы для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Кировской области (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - органы местного самоуправления) с целью устранения рисков невозможности обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на базе межведомственного взаимодействия;
обеспечение информационного обмена между соответствующими органами государственной власти Кировской области и органами местного самоуправления в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
разработка и внедрение единых функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, ориентированным на идентификацию потенциальных точек уязвимости, прогнозирование, реагирование и предупреждение угроз невозможности обеспечения общественной безопасности муниципального образования;
создание дополнительных инструментов оптимизации работы существующей системы мониторинга состояния общественной безопасности на территории Кировской области;
построение и развитие систем ситуационного анализа природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения общественной безопасности населения Кировской области.
Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Кировской области на 2023 - 2026 годы (далее - Концепция) предполагает создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное принятие решений и взаимодействие всех сил и служб оперативного реагирования, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории Кировской области, а именно:
центра управления в кризисных ситуациях Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кировской области, информационных центров, дежурно-диспетчерских служб органов государственной власти Кировской области;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, дежурно-диспетчерских служб организаций (объектов);
иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.
Концепция в результате внедрения комплекса "Безопасный город" в Кировской области предполагает достижение необходимого уровня автоматизации процессов мониторинга и сбора информации, реагирования на чрезвычайные ситуации, принятия решений и ликвидации возможных угроз общественной безопасности населения.
На основе настоящей Концепции в Кировской области совершенствуется и развивается нормативно-правовая база, разрабатываются и реализуются стратегии (целевые программы), проводится единая государственная политика в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
3. Основные понятия.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
автоматизированная система - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;
биллинг - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;
геолокация - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;
геоинформационная система - информационная система, оперирующая пространственными данными;
государственная система мониторинга состояния общественной безопасности - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;
дежурный план города - единый информационный ресурс картографических материалов территории муниципального образования;
единая транспортная диспетчерская служба - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;
единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;
интегрированная автоматизированная система - совокупность двух или более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;
информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений Кировской области на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационно-вычислительная инфраструктура - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;
информационно-коммуникационная инфраструктура - совокупность территориально распределенных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;
информационное обеспечение автоматизированной системы - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;
информационный ресурс - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);
интеграционная платформа - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;
инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
комплекс средств автоматизации автоматизированной системы - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;
компонент автоматизированной системы - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;
критически важный объект - объекты, нарушение (прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой региона или административно-территориальной единицы Кировской области, ее необратимому негативному изменению (разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;
лингвистическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;
математическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;
методическое обеспечение автоматизированной системы - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;
мониторинг объектов и грузов - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных противоправными действиями;
муниципальное образование - административно-территориальная единица Кировской области, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, закрытое административно-территориальное образование Первомайский);
обеспечение общественной безопасности - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции, тоннели, эстакады, мосты, речные порты (причалы), в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
оперативное управление - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;
организационное обеспечение автоматизированной системы - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;
пользователь автоматизированной системы - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;
потенциально опасные объекты инфраструктуры - объекты инфраструктуры Кировской области, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;
правовое обеспечение автоматизированной системы - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;
программное обеспечение автоматизированной системы - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;
силы обеспечения общественной безопасности - уполномоченные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации Кировской области, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;
система обеспечения общественной безопасности - силы и средства обеспечения общественной безопасности;
система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов государственной власти в сфере транспортной безопасности;
специальное программное обеспечение - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;
среда обитания - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
средства обеспечения общественной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;
телекоммуникационная инфраструктура - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;
техническое обеспечение автоматизированной системы - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;
угроза общественной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
уровень информатизации - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;
ущерб - потеря субъектом или группой субъектов части или всех своих ценностей;
функция автоматизированной системы - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;
центр обработки вызовов - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;
численность населения - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
эксплуатационный персонал автоматизированной системы - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.
4. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город".
Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания Кировской области в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения Кировской области.
Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).
К основным природным угрозам относятся:
возможность подтопления территории муниципальных образований;
появление оползней;
вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;
падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);
задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.
Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.
К основным техногенным угрозам относятся:
транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;
пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;
обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
аварии на магистральных трубопроводах;
аварии на подземных сооружениях;
аварии с выбросом химически опасных или радиоактивных веществ и образованием зон химического заражения (загрязнения);
аварии с разливом нефтепродуктов;
аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;
аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;
прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;
старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры, снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, дефицит источников теплоснабжения;
перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;
несвоевременная и некачественная уборка территории муниципальных образований;
нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;
воздействие внешних факторов на качество питьевой воды, медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;
несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок и другие.
Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.
К основным биолого-социальным угрозам относятся:
инфекционные, паразитарные, карантинные и особо опасные болезни и отравления людей;
особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб.
Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.
К основным экологическим угрозам относятся:
просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;
интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;
ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;
загрязнения окружающей природной среды в результате переполнения хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами;
наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;
разрушение озонового слоя атмосферы, резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;
превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере, значительные изменения прозрачности атмосферы;
значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;
недостаток питьевой воды и ресурсов хозяйственно-бытового водоснабжения вследствие истощения водных источников или их загрязнения и другие.
Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.
К основным угрозам транспортной безопасности относятся:
террористические и диверсионные акции на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, криминальные действия против пассажиров и грузов;
незаконное вмешательство в функционирование транспорта, угрожающее жизни и здоровью пассажиров, несущее прямой ущерб транспортной сфере и порождающее в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;
чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.
Угрозой информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.
К основным угрозам информационной безопасности относятся:
нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, организаций с государственным и муниципальным участием;
перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;
несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами, к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных образований, государственных и муниципальных организаций, организаций с государственным и муниципальным участием;
оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;
провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;
киберпреступления в кредитно-финансовой сфере.
Иные угрозы совершения противоправных деяний, посягающих на интересы государства, общества, личности или хозяйствующего субъекта:
терроризм (взрывы, применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ, нападения на объекты и их захват) и экстремистская деятельность (разжигание межнациональных и религиозных конфликтов и другие);
несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки;
преступления (правонарушения) против личности и против собственности, совершаемые в общественных местах, и другие.
Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.
К основным управленческим (операционным) рискам относятся:
риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;
нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;
риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей;
риски возникновения дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.
Общей характерной особенностью угроз является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов, что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.
5. Основные принципы построения и развития комплекса "Безопасный город".
Реализация комплекса "Безопасный город" в Кировской области осуществляется в соответствии со следующими базовыми принципами:
максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в Кировской области в рамках государственных целевых программ безопасности;
базовым уровнем построения и развития комплекса "Безопасный город" является муниципальное образование, которое является центром сбора и обработки информации с целью принятия оперативных решений по всем вопросам обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
построение и развитие комплекса "Безопасный город" не предполагает отмену уже выполняемых и финансируемых федеральных программ, направленных на создание и развитие информационной инфраструктуры в части обеспечения безопасности, но предусматривает создание дополнительных факторов роста эффективности их использования и интеграции в комплекс "Безопасный город";
комплекс "Безопасный город" базируется на интеграционной платформе и обеспечивает сквозную передачу и обработку информации, целостность и согласованность потоков информации и процедур в рамках межведомственного взаимодействия с учетом ограничений прав доступа согласно регламентирующим документам соответствующих ведомств;
эксплуатация комплекса "Безопасный город" осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в зависимости от уровня построения системы, в том числе бюджетов муниципальных образований в рамках их полномочий;
широкое использование космических систем навигации, дистанционного зондирования Земли, связи и управления, гидрометеорологического, топогеодезического и других видов космического обеспечения, а также создаваемых на их основе отечественных геоинформационных систем;
приоритет отдается программным и аппаратным средствам отечественного производства (при подтверждении их конкурентных характеристик) в процессе построения и развития комплекса "Безопасный город".
В рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" предполагается достичь единого уровня информатизации муниципальных образований. Степень технической оснащенности всех органов местного самоуправления телекоммуникационной инфраструктурой и информационными ресурсами должна удовлетворять рекомендуемым техническим требованиям комплекса "Безопасный город".
На региональном уровне агрегированная информация из муниципальных образований консолидируется на базе информационно-коммуникационной платформы, обеспечивающей органам государственной власти и полномочным представительствам Президента Российской Федерации в федеральных округах возможность:
контроля за оперативной обстановкой в Кировской области;
координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне;
обеспечения оперативного управления службами и ведомствами в случаях возникновения региональных чрезвычайных ситуаций и критических ситуаций.
Для эффективного межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город" в части определения последовательности доступа должно быть произведено категорирование объектов (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения), систем водоотведения, природных ресурсов и других), информации, происшествий и чрезвычайных ситуаций.
6. Функции комплекса "Безопасный город".
Реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" в Кировской области должна обеспечить возможность:
моделирования различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности населения и принятия мер по устранению таких угроз;
регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных кризисных ситуациях и происшествиях в области безопасности;
улучшения имиджа органов государственной власти;
обеспечения органов государственной власти эффективными и прозрачными инструментами решения задач в сфере обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания на основе оптимального взаимодействия органов государственной власти всех уровней, специализированных служб, предприятий, учреждений и населения;
управления муниципальной инфраструктурой за счет реализации мероприятий по координации градостроительной политики муниципальных образований, оптимизации транспортных потоков, обеспечению возможности взаимодействия населения Кировской области и органов государственной власти;
составления комплексных и взаимосвязанных планов проведения различных работ;
агрегирования информации через единую информационную среду на уровне высших должностных лиц Кировской области.
Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:
обеспечение безопасности населения и коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
обеспечение безопасности на транспорте;
обеспечение экологической безопасности;
координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
6.1. Безопасность населения и коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
6.1.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:
осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях, в том числе повреждениях коммуникаций, инфраструктуры и имущества;
анализ видео- и аудиопотоков, в том числе: автоматическую регистрацию событий в базе системы видеоанализа потока, видеоанализ событий и аналитику видеопотока в режиме реального времени, идентификацию и распознавание лиц;
позиционирование подвижных объектов;
обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
6.1.2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности предусматривают:
контроль качества работы коммунальных служб и состояния коммунальной инфраструктуры, включая: сбор и обработку информации с датчиков, учет актуальных данных о состоянии муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, автоматическое уведомление о событиях в сфере функционирования муниципальной (коммунальной) инфраструктуры; предоставление доступа к видеопотоку с соответствующих камер видеонаблюдения;
обеспечение пожарной безопасности, включая: сбор и обработку данных в режиме реального времени для подготовки прогностической и фактической информации о состоянии пожарной безопасности муниципальных объектов, геолокацию в режиме реального времени очагов возгорания и работ экстренных и оперативных служб (машин скорой помощи, пожарных машин) вокруг очага возгорания, предоставление доступа к видеопотоку с соответствующих камер видеонаблюдения, моделирование сценариев развития ситуаций и реагирования оперативных служб и населения на чрезвычайные ситуации, поддержку принятия решений и обеспечение возможности оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями с использованием пространственной информации;
обеспечение промышленной безопасности, включая: оперативный мониторинг состояния опасных производственных объектов, а также используемых, производимых, перерабатываемых, хранимых и транспортируемых радиоактивных, пожаро- и взрывоопасных, опасных химических и биологических веществ, мониторинг гидротехнических сооружений, мониторинг соблюдения условий лицензирования опасных производственных объектов, обеспечение доступа к проектной документации по опасным производственным объектам, обеспечение производственного контроля за соблюдением требований к обеспечению промышленной безопасности, учет работников, занятых на опасных производствах, учет проведения аттестации работников, занятых на опасных производствах, моделирование чрезвычайных ситуаций и управление рисками на опасных производственных объектах, планирование и контроль необходимых мероприятий и действий, мониторинг соблюдения нормативных требований, осуществление комплексного управления операционными рисками, связанными с экологией, охраной труда и промышленной безопасностью;
мониторинг доступа на охраняемые государственные объекты, включая: организацию доступа к видеопотоку с камер, принадлежащих государственным объектам, фиксацию событий несанкционированного проникновения в охраняемую зону (нарушение периметра) и уведомление о нем соответствующих служб, геолокацию в режиме реального времени экстренных ситуаций в случае несанкционированного доступа на объекты, акустический мониторинг (крики, удары, хлопки, выстрелы, бой стекла);
обеспечение экстренной связи, включая: обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств, расположенных на территории муниципального образования, в том числе в местах массового пребывания людей и потенциально опасных местах, геолокацию точки вызова экстренной службы, отслеживание ситуации через доступ к видеопотоку в режиме реального времени;
создание системы индикаторов и профилей риска возникновения чрезвычайных ситуаций, включая: категорирование рисков по ряду критериев, формирование базы данных профилей по каждому риску, формирование базы данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям, их последствиям и мероприятиям по устранению, прогнозирование сценариев развития чрезвычайных ситуаций с учетом различных индикаторов, моделирование сценариев предотвращения чрезвычайных ситуаций.
6.1.3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием специальных технических средств предусматривает:
предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;
прогнозирование, сценарное моделирование и выявление угроз жизненно важным интересам объектов государственной охраны;
обеспечение межведомственного взаимодействия в рамках осуществления комплекса мер по предотвращению угроз объектам государственной охраны;
предупреждение, выявление и пресечение правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах проезда объектов государственной охраны.
6.1.4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса предусматривает:
ведение реестров объектов капитального строительства, включая реестры технических условий по различным видам инженерного обеспечения объектов капитального строительства и земельных участков;
ведение реестров электросетей и объектов энергетического хозяйства в составе: реестровой и пространственной информации об объектах электроснабжения и электросетях, реестра ремонтных работ на объектах энергетической инфраструктуры;
ведение реестров сетей и сооружений водоснабжения в составе: реестровой и пространственной информации об объектах водоснабжения, паспортных данных объектов водоснабжения, данных гидравлического расчета сетей водоснабжения, реестра ремонтных работ;
ведение реестров тепловых сетей в составе: реестровой и пространственной информации об объектах теплоснабжения, паспортных данных объектов теплоснабжения, данных теплогидравлического расчета сетей теплоснабжения, реестра ремонтных работ;
ведение реестров дорог в составе: реестровой и пространственной информации об объектах транспортной инфраструктуры, паспортных данных объектов транспортной инфраструктуры, реестра ремонтных работ;
ведение реестров телекоммуникаций в составе: реестровой и пространственной информации об объектах телекоммуникации, паспортных данных объектов телекоммуникации, реестров ремонтных и строительных работ;
ведение социального реестра в составе: реестровой и пространственной информации об объектах социальной сферы (детских дошкольных учреждениях, школах, спортивных учреждениях, базах отдыха, лечебно-профилактических учреждениях), базы данных персонала, аккредитованного к работе на объектах социальной сферы, базы данных демографических и социальных характеристик населения;
ведение реестров мест обработки и утилизации отходов;
ведение реестров природоохранных и рекреационных зон, реестров паркового хозяйства в составе: пространственной информации об особо охраняемых территориях, зеленых насаждениях, парках и рекреационных зонах, базы данных о промышленных предприятиях и их влиянии на экологию, расчетных прогнозных моделей зон распространения выбросов промышленных предприятий и влияния выбросов на среду жизнедеятельности населения.
6.1.5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления предусматривает:
ведение электронного плана города;
ведение "дежурного плана города", включая: обеспечение возможности приема документов об изменениях на дежурных планшетах города и предоставление возможности занесения семантической информации, обеспечение сведениями из генерального плана территории всех структур, осуществляющих строительную деятельность;
поддержку принятия решений при управлении муниципальными активами, включая: планирование ремонтных работ и обслуживания, планирование застройки и переноса объектов, моделирование возможных ситуаций при застройке территорий и прокладке инфраструктуры;
мониторинг и профилактику безопасности в социальной сфере, включая: санитарно-эпидемиологический контроль, в том числе мониторинг заболеваемости населения, мониторинг инфекционных, паразитарных болезней и отравлений людей, мониторинг особо опасных болезней сельскохозяйственных животных и рыб, мониторинг карантинных и особо опасных болезней, предупреждение преступлений и чрезвычайных ситуаций на базе анализа расположения и доступности объектов социальной инфраструктуры, статистики правонарушений, включая мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг правонарушений в торговле, включая случаи выявления просроченных товаров, контрафактной продукции, нарушений в области лицензирования и правил торговли.
6.2. Безопасность на транспорте.
6.2.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают:
видеонаблюдение и видеофиксацию, включая: круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения, фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
видеоанализ, включая: выявление потенциально опасных ситуаций на дорогах и объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, восстановление хронологии происшествий, отслеживание маршрутов транспортных средств.
6.2.2. Обеспечение безопасности дорожного движения предусматривает:
управление логистикой общественного и личного транспорта;
организацию и управление муниципальным парковочным пространством;
моделирование транспортных потоков на основе анализа прогнозируемой дорожной ситуации;
динамическое прогнозирование дорожной ситуации на базе поступающих в режиме реального времени данных с видеокамер, датчиков и контроллеров дорожного движения;
геолокацию и фиксацию событий (инцидентов) на дорогах с визуализацией на карте города;
обеспечение функций общественного контроля за работой представителей правоохранительных структур на местах.
6.2.3. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает: экстренную связь в транспортных средствах (автомобильном, водном, железнодорожном и воздушном транспорте), в том числе: автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях и происшествиях, геолокацию точки вызова, подготовку населения в области гражданской обороны;
экстренную связь на объектах транспортной инфраструктуры, включая: автоматическое оповещение служб экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях, определение геолокации точки вызова, подготовку населения в области гражданской обороны;
информирование о чрезвычайных ситуациях в транспортных средствах и на объектах транспортной инфраструктуры, включая: идентификацию событий на основе поступающей информации с датчиков, установленных в транспортных средствах, с визуализацией на электронной карте города, идентификацию событий на основе информации, поступающей с датчиков, установленных на объектах транспортной инфраструктуры, с визуализацией на электронной карте города, обеспечение доступа к видеопотоку с видеокамер, установленных в транспортных средствах и на объектах транспортной инфраструктуры;
контроль маршрутов движения общественного транспорта, включая: фиксацию отклонений от заданных маршрутов, контроль времени прохождения пути, средней скорости, аналитику по различным характеристикам перемещений общественного транспорта, фиксацию на основе видеонаблюдения нарушений условий договоров с частными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки;
мониторинг маршрутов воздушных и водных судов, железнодорожного транспорта;
контроль результатов технического мониторинга объектов транспортной инфраструктуры, включая: автоматизированный сбор данных технических средств мониторинга и контроля транспортной инфраструктуры в целях последующей аналитической обработки, информационно-аналитическое обеспечение деятельности уполномоченных органов государственной власти в сфере транспортной безопасности;
контроль технического состояния транспортных средств, включая: получение и обработку информации о состоянии транспортных средств, автоматическое отслеживание необходимости планового технического обслуживания;
обеспечение автоматизированной проверки и учета данных в рамках процедуры лицензирования перевозчиков, контроль лицензиатов на предмет выполнения условий лицензирования, включая: сбор и анализ информации с тахографов, учет карточек водителей, проверку на предмет соблюдения условий договоров об осуществлении пассажирских перевозок;
организацию системы информирования населения о работе общественного транспорта и дорожной ситуации, включая: предоставление информации о маршрутах и об актуальном расписании движения общественного транспорта, информирование о фактической дорожной ситуации и ее динамике.
6.3. Экологическая безопасность.
6.3.1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации предусматривает контроль предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями, чьи технологические процессы связаны с возможностью вредных выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
6.3.2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов предусматривает:
информационное обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды;
предоставление доступа к единой нормативной и отчетной базе природопользователей;
организацию возможности удаленной подачи отчетности и оплаты штрафов за нарушения требований природоохранного законодательства.
6.3.3. Контроль в области обращения с отходами предусматривает контроль процессов сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов, мониторинг состояния окружающей среды в районах размещения отходов и мониторинг экологической обстановки территорий муниципальных образований в целях предотвращения и выявления несанкционированных мест размещения и захоронения отходов.
6.3.4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий предусматривают:
мониторинг загрязнения окружающей среды;
мониторинг состояния суши, почвы, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых;
мониторинг гидрологической обстановки и обеспечение безопасности при наводнениях;
мониторинг гидрометеорологической обстановки;
мониторинг лесопожарной опасности;
прогнозирование сценариев развития и последствий природных и техногенных инцидентов с учетом погодных условий;
мониторинг экологической обстановки на особо охраняемых природных территориях местного значения.
6.4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.
6.4.1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа предусматривает:
прием и обработку обращений по всем текущим вопросам жизнеобеспечения муниципального образования, включая: автоматическую регистрацию всех входящих и исходящих звонков и электронных писем, хранение информации об обращениях и об инициаторе обращения, статическую и интеллектуальную маршрутизацию обращения (организацию очереди и маршрутизацию по номеру абонента), геолокацию и визуализацию на рабочей станции оператора информации о поступившем звонке и карточке клиента, контроль качества работы операторов, планирование расписания рабочих смен операторов;
мониторинг статусов обращений, включая: контроль обработки и исполнения заявки со стороны федеральных, региональных и муниципальных служб, оперативное предоставление всем службам доступа к информации, касающейся инцидента в соответствии с правами доступа, контроль качества исполнения заявки муниципальными службами (организация обратной связи о качестве работы всех служб и ведомств);
геофиксацию событий на электронной карте с возможностью фильтрации по типу событий, а также с возможностью детализации информации по любым запросам различной тематической направленности.
6.4.2. Организация межведомственного взаимодействия предусматривает:
управление взаимодействием муниципальных служб, включая: создание единого информационного пространства, в котором любой инцидент оперативно доводится до всех служб экстренного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом, организацию межведомственного взаимодействия на уровне служб оперативного реагирования и муниципальных служб, формирование поручений на основе заранее подготовленных шаблонов и сценариев реагирования, контроль хода исполнения поручения, обеспечение сценариев информирования при угрозе срыва срока исполнения поручения;
обеспечение доступа к информационной базе градоуправления и архитектуры, включая: получение оперативной информации о воздействии события на муниципальную инфраструктуру с отображением на электронной карте, организацию и координацию совместной работы различных муниципальных служб и служб оперативного реагирования;
обеспечение безопасного хранения и обработки данных, включая: обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации, автоматическое архивирование и обеспечение хранения видео- и отчетной информации об инцидентах и всей сопутствующей информации, создание отчетных форм с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм за любой период времени;
обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.
7. Архитектура системы и основные компоненты комплекса "Безопасный город".
7.1. Техническая и системная архитектура комплекса "Безопасный город".
Комплекс "Безопасный город" базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Единая информационно-коммуникационная инфраструктура комплекса "Безопасный город" в Кировской области строится по модульному принципу с возможностью включения в единый контур управления и информационного обмена элементов уже существующей инфраструктуры муниципальных образований и региона в рамках реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления собственных программ, обеспечивающих общественную безопасность, правопорядок и безопасность среды обитания.
Инфраструктура комплекса "Безопасный город" базируется на единых для всех субъектов взаимодействия комплекса "Безопасный город" функциональных и технических требованиях к компонентам указанного комплекса и форматах обмена данными между элементами инфраструктуры.
Принципиальная техническая архитектура комплекса "Безопасный город" в Кировской области объединяет системные компоненты, реализуемые в соответствии с уровнями вертикали управления.
При создании функциональных блоков комплекса "Безопасный город" на территории Кировской области могут использоваться централизованная, децентрализованная и гибридная схемы создания, определяющие техническую и системную архитектуру функциональных блоков комплекса "Безопасный город".
Выбор схемы создания комплекса "Безопасный город" и соответствующей технической и системной архитектуры функциональных блоков комплекса "Безопасный город" определяется совокупностью социально-экономических, природно-географических характеристик, а также характеристик информационно-телекоммуникационной инфраструктуры муниципальных образований и региона.
Централизованная схема создания комплекса "Безопасный город" предполагает концентрацию вычислительных и программных ресурсов, процессов управления и информационного обмена на одной логической площадке (физически возможно распределение вычислительных мощностей по облачному принципу).
Децентрализованная схема создания комплекса "Безопасный город" предполагает автономное размещение вычислительных мощностей, процессов управления и информационного обмена автономно для каждого муниципального образования с агрегированием информации на базе региональной интеграционной платформы на уровне Кировской области.
Гибридная схема создания комплекса "Безопасный город" предполагает совмещение централизованной и децентрализованной архитектур создания комплекса "Безопасный город", допуская:
автономное размещение вычислительных и программных ресурсов для логических площадок на территории отдельных муниципальных образований;
создание узловой централизованной логической площадки, обеспечивающей функционирование систем комплекса "Безопасный город" для муниципальных образований, в которых не предполагается логических вычислительных площадок.
Общая схема реализации комплекса "Безопасный город" определяется выбранной схемой реализации функционального блока "Координация работы служб и ведомств" и определяет общую схему межсистемного взаимодействия. При этом компоненты других функциональных блоков могут быть реализованы по иным схемам (децентрализованной, централизованной или гибридной).
7.2. Уровни инфраструктуры комплекса "Безопасный город".
На уровне муниципальных образований и на региональном уровне в зависимости от выбора общей схемы реализации комплекса "Безопасный город" в Кировской области инфраструктура комплекса "Безопасный город" может включать в себя:
телекоммуникационную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения процессов передачи информации между территориально распределенными компонентами комплекса "Безопасный город" уровня муниципальных образований и компонентами комплекса "Безопасный город" уровня Кировской области;
комплекс периферийных устройств, включающий оконечные устройства, аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, обеспечивающие возможность приема, распределенной обработки и передачи данных;
информационно-вычислительную инфраструктуру комплекса "Безопасный город", в том числе: интеграционную платформу обмена данными, которая в соответствии с определенными правилами и алгоритмами обеспечивает передачу и обработку данных между компонентами комплекса "Безопасный город", а также системами органов государственной власти (включая систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС", региональные навигационно-информационные системы, систему сбора результатов комплексного мониторинга и контроля объектов, автоматизированные системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), интеграционную платформу управления видеопотоками, обеспечивающую обработку, управление и первичный анализ видеопотоков, геоинформационную интеграционную платформу, обеспечивающую пространственное отражение данных из различных компонентов комплекса "Безопасный город", единую систему электронного документооборота и контроля поручений в рамках комплекса "Безопасный город", систему обработки и хранения данных с поддержкой распределенного хранения данных, прикладные функциональные системы, предназначенные для обеспечения эффективного решения управленческих задач пользователями комплекса "Безопасный город", пользовательские прикладные информационные решения, обеспечивающие взаимодействие органов местного самоуправления, органов государственной власти и населения, включая информационно-справочные интранет- и интернет-порталы и мобильные приложения, комплекс информационной безопасности в составе аппаратных и программных средств защиты информации, мониторинга качества каналов и услуг связи, инженерную инфраструктуру, предназначенную для обеспечения устойчивого функционирования компонентов комплекса "Безопасный город", в составе систем кондиционирования, пожаротушения, энергоснабжения, резервного электропитания, контроля и управления доступом.
7.3. Структура прикладных функциональных систем комплекса "Безопасный город".
7.3.1. Обеспечение безопасности населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры предусматривает:
сегмент предупреждения и защиты муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, включающий следующие компоненты: мониторинг и управление работой по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных сбоями в работе коммунальной инфраструктуры, управление ремонтными работами на объектах муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникающих при нарушении правил пожарной безопасности, обеспечение безопасности охраняемых объектов, придомовых территорий и объектов социального назначения, обеспечение экстренной связи, система информирования и оповещения населения (региональные и территориальные автоматизированные системы централизованного оповещения гражданской обороны), моделирование предпосылок и оценка последствий чрезвычайных ситуаций и другие;
сегмент обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений на территории муниципального образования, включающий следующие компоненты: управление видеопотоками, мониторинг и видеоанализ предупреждения и профилактики правонарушений, оценка качества деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, позиционирование и управление мобильным персоналом сил по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, фиксация правонарушений и контроль обеспечения правопорядка и другие;
сегмент взаимодействия с реестрами, включающий реестры дорог, тепловых сетей, электросетей, телекоммуникаций, сетей и сооружений водоснабжения, земельный муниципальный реестр, социальный реестр, реестр мест обработки и утилизации отходов, реестр природоохранных и рекреационных зон и паркового хозяйства;
сегмент взаимодействия с комплексом градоуправления, включающий следующие компоненты: электронный и дежурный планы города, поддержка принятия решений при управлении муниципальными активами;
социальную безопасность в составе: медицинской геоинформационной системы, ветеринарной геоинформационной системы, реестра объектов социальной инфраструктуры и других.
7.3.2. Обеспечение безопасности на транспорте предусматривает:
сегмент обеспечения правопорядка на дорогах (фиксация правонарушений на дорогах и видеоаналитика происшествий);
сегмент обеспечения безопасности дорожного движения, включающий следующие компоненты: интеллектуальное управление светофорами, геоинформационная система планирования дорожной сети, геоинформационная система мониторинга дорожной обстановки, автоматическая фиксация событий на дорогах, управление парковочным пространством, биллинг и другие;
сегмент обеспечения безопасности на транспорте, включающий следующие компоненты: единая транспортная диспетчерская система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного, водного, воздушного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, видеомониторинг и анализ оперативной обстановки на объектах транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, мониторинг маршрутов транспортных средств (автомобильных, воздушных, водных и железнодорожных), экстренная связь, информирование и оповещение на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства, управление общественным транспортом, контроль технического состояния транспортных средств, сбор результатов технического мониторинга и контроль объектов транспортной инфраструктуры, контроль деятельности перевозчиков и другие.
7.3.3. Обеспечение экологической безопасности предусматривает:
сегмент геоэкологического планирования, включающий следующие компоненты: реестр природопользователей, геоинформационная система экологии, учет нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, документооборот в процессе планирования и осуществления муниципального экологического контроля, мониторинг выполнения предписаний, выданных по результатам муниципального экологического контроля, отчетно-аналитическая система природопользователей, нормативно-справочная база природопользователей, отчетный комплекс природопользователей, биллинг;
сегмент предоставления гидрометеорологической информации, включающий следующие компоненты: предоставление оперативной гидрометеорологической информации, геоинформационная система сейсмической активности, геоинформационная система гидрологии;
сегмент экомониторинга, включающий следующие компоненты: геоинформационная система мониторинга экологической обстановки, включая подсистемы мониторинга состояния суши, водных ресурсов, невозобновляемых природных ископаемых, контроль состояния почв, геоинформационная система мониторинга природных явлений, геоинформационная система мест захоронения отходов, система контроля транспортных средств, осуществляющих вывоз и утилизацию отходов.
7.3.4. Управление оперативной обстановкой в муниципальном образовании в случае реализации комплекса "Безопасный город" по децентрализованной (гибридной) схеме может предусматривать:
единый центр оперативного реагирования, включающий следующие компоненты: ситуационный центр, управление многофункциональным центром обработки вызовов, регистрация и обработка обращений, контроль поручений, управление инцидентами, геомониторинг муниципальных служб, оперативное управление логистикой оперативных служб и другие;
единую информационную систему муниципального образования, включающую следующие компоненты: межведомственное взаимодействие, геоинформационная система оперативного градостроительного комплекса, официальный сайт единой информационной системы города;
систему безопасного хранения и обработки данных, включающую следующие компоненты: муниципальный архивный комплекс, муниципальный архивный отчетно-аналитический комплекс, комплекс информационной безопасности.
7.4. Разграничение прав доступа пользователей разных уровней системы.
На региональном уровне пользовательский функционал систем комплекса "Безопасный город" органов государственной власти обеспечивается в соответствии с правами доступа, определяемыми действующими нормативными правовыми документами и регламентами соответствующих органов. Для осуществления оперативного обмена информацией между органами местного самоуправления и органами государственной власти на базе заинтересованных органов государственной власти предполагается внедрение систем, сопряженных с соответствующими системами на муниципальном уровне. В случае реализации комплекса "Безопасный город" по децентрализованной (гибридной) схеме доступ заинтересованных органов государственной власти к данным всех органов местного самоуправления обеспечивается путем организации маршрутизации данных через единый центр оперативного реагирования.
Мероприятия по реализации настоящей Концепции предполагают организацию согласованного и эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
8. Взаимодействие в рамках комплекса "Безопасный город".
На федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - главный координатор).
К функциям главного координатора относятся:
утверждение единых функциональных и технических требований к системам комплекса "Безопасный город";
утверждение плана мероприятий в рамках реализации настоящей Концепции на всех уровнях и контроль за его исполнением;
разработка и утверждение регламентов взаимодействия между органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части построения и развития комплекса "Безопасный город" с учетом их внутренних регламентов в области общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
установка и контроль достижения значений показателей эффективности использования комплекса "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях.
На территории Кировской области координаторами по вопросам внедрения и развития комплекса "Безопасный город" выступают уполномоченные органы государственной власти.
К функциям координатора на уровне Кировской области относятся:
утверждение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов в муниципальных образованиях;
формирование региональных программ, обеспечивающих финансирование мероприятий в области обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, на региональном и муниципальном уровнях;
контроль за исполнением плана мероприятий при внедрении и развитии сегментов комплекса "Безопасный город" на региональном и муниципальном уровнях;
достижение значений показателей эффективности использования комплекса "Безопасный город", установленных главным координатором для Кировской области.
Органы исполнительной власти Кировской области, а также подведомственные им учреждения могут в пределах своих полномочий выступать в качестве исполнителей построения комплекса "Безопасный город" и функциональных заказчиков.
На муниципальном уровне для реализации задач и функций комплекса "Безопасный город" предусмотрена возможность создания государственно-частного партнерства.
Функции исполнителей на уровне Кировской области включают в себя поэтапное выполнение всех мероприятий в рамках настоящей Концепции в целях построения и развития комплекса "Безопасный город" в Кировской области, за исключением функций координаторов и функций соисполнителей муниципального уровня.
Соисполнители в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне определяются в зависимости от организационной структуры муниципальных образований, однако должны включать службы и подразделения, ответственные за следующие функциональные направления обеспечения жизнедеятельности муниципального образования в области:
внедрения и сопровождения информационных технологий;
экономического планирования и экономической политики;
делопроизводства;
градостроительной деятельности;
архитектурного планирования;
капитального строительства и ремонтных работ;
жилищно-коммунального хозяйства;
транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры;
здравоохранения;
санитарно-эпидемиологического контроля;
средств массовой информации и рекламы;
культуры;
торговли и услуг;
имущества;
обеспечения труда и занятости населения;
социальной защиты населения;
физической культуры и спорта;
семейной и молодежной политики.
К функциям соисполнителей на муниципальном уровне относятся:
определение приоритетных направлений информатизации муниципального образования согласно утвержденным главным координатором функциональным и техническим требованиям построения и развития сегментов комплекса "Безопасный город";
формирование муниципальных программ, предусматривающих финансирование построения и развития сегментов комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне;
реализация мероприятий в рамках исполнения утвержденного плана построения и развития комплекса "Безопасный город" на муниципальном уровне в соответствии с заданными главным координатором функциональными и техническими стандартами;
выполнение целевых значений критериев и показателей оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" и его сегментов, установленных в Кировской области;
обеспечение и координация взаимодействия с коммерческими предприятиями в рамках мероприятий по реализации настоящей Концепции;
обеспечение функционирования и эксплуатации комплекса "Безопасный город" и его сегментов на муниципальном уровне.
9. План реализации Концепции.
Для эффективного достижения целей обеспечения общественной безопасности и безопасности среды обитания в рамках настоящей Концепции предполагается реализация следующих мероприятий:
подготовка нормативной правовой и регламентной базы для реализации настоящей Концепции;
формирование источников финансирования настоящей Концепции;
формирование технической базы для реализации настоящей Концепции;
реализация мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" в Кировской области.
Реализация настоящей Концепции осуществляется путем подготовки соответствующих нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровнях, направленных на создание условий эффективного межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами для оптимального использования бюджетных средств за счет исключения дублирования различных систем, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кировской области.
Указанные выше мероприятия планируется реализовывать поэтапно.
В рамках первого этапа запланированы следующие мероприятия:
разработка плана мероприятий по реализации настоящей Концепции на 2023 - 2026 годы;
определение приоритетных направлений и оценочной стоимости мероприятий по реализации комплекса "Безопасный город" в муниципальных образованиях, в которых предполагается создание опытных участков систем комплекса "Безопасный город" (далее - пилотные муниципальные образования);
категоризация объектов информатизации и организационно-технологических процедур в рамках комплекса "Безопасный город" на базе пилотных муниципальных образований;
разработка типовых ситуационных моделей информационного взаимодействия служб и ведомств на базе пилотных муниципальных образований;
подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы на региональном и муниципальном уровнях;
подготовка предложений по обеспечению финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией.
В рамках второго этапа запланированы следующие мероприятия:
разработка общего регламента организации межсистемного и межведомственного взаимодействия в рамках комплекса "Безопасный город";
подготовка проектов региональной и муниципальных целевых программ (подпрограмм) построения и развития комплекса "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях с наполнением программ финансовыми средствами;
утверждение очередности построения и развития комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных образованиях;
определение объема и оценочной стоимости мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных образованиях;
реализация опытных участков систем комплекса "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях;
формирование системы ключевых показателей эффективности для органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечающих за построение и развитие комплекса "Безопасный город" на своих уровнях.
В рамках третьего этапа запланированы следующие мероприятия:
апробация опытных участков систем комплекса "Безопасный город" в пилотных муниципальных образованиях;
анализ эффективности реализованных в пилотных муниципальных образованиях решений, проведение оценки результатов и разработка оптимизационных решений;
подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных образованиях.
В рамках четвертого этапа запланированы следующие мероприятия:
построение и развитие комплекса "Безопасный город" во всех муниципальных образованиях;
мониторинг и контроль эффективности реализованных мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город".
10. Результаты создания и показатели эффективности использования комплекса "Безопасный город".
10.1. Ожидаемые результаты создания комплекса "Безопасный город".
Цель создания комплекса "Безопасный город" - повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания населения Кировской области, а именно:
сокращение на территории Кировской области общего количества чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера в различных сферах жизнедеятельности;
сокращение на территории Кировской области общего количества преступлений и иных правонарушений, увеличение количества раскрываемых преступлений от их общего числа;
уменьшение времени реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия, уменьшение времени ликвидации последствий аварий и происшествий;
уменьшение ущерба от происшествий вследствие уменьшения времени реагирования и уменьшения времени ликвидации последствий происшествия.
10.2. Критерии эффективности использования комплекса "Безопасный город".
Критериями и показателями оценки эффективности использования комплекса "Безопасный город" по основным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности населения являются:
повышение готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению возложенных задач, включая: повышение оперативности служб экстренного реагирования, повышение уровня готовности объектов мобилизационного значения к выполнению задач, профилактику и повышение уровня готовности объектов оповещения к выполнению задач, снижение времени мобилизации человеческих ресурсов и техники;
повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая: охват всех потенциальных рисков для среды обитания, в том числе мониторинг критически важных или потенциально опасных объектов, муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, социальной сферы, повышение точности прогнозирования и эффективности управления рисками при разноплановых угрозах общественной безопасности, реагирования на криминальные и террористические угрозы, обеспечения предупреждения техногенных аварий, устойчивого функционирования органов управления, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, важных и особо важных объектов, объектов жизнеобеспечения, повышение качества системы поддержки принятия решений;
снижение количества чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений, включая: снижение количества правонарушений на 100000 жителей, увеличение доли раскрытых преступлений в общем количестве совершенных, увеличение числа предотвращенных чрезвычайных ситуаций и происшествий, снижение количества жертв и потерпевших при чрезвычайных ситуациях (увеличение числа спасенных на одного погибшего при чрезвычайных ситуациях, повышение доли чрезвычайных ситуаций, устраненных без жертв, в общем количестве произошедших чрезвычайных ситуаций);
максимизация социально-экономических эффектов, включая: минимизацию размера ущерба от чрезвычайных ситуаций (оценка в рублях на площадь зоны чрезвычайных ситуаций, кв. метров), прямую экономическую эффективность за счет повышения скорости реагирования участников комплекса "Безопасный город" на происшествия и чрезвычайные ситуации, а также сокращения времени устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий, прямую экономическую эффективность от получения дополнительных доходов при предоставлении дополнительных услуг коммерческим предприятиям, прямую экономическую эффективность от сокращения расходов на регулярное обслуживание муниципальной инфраструктуры за счет эффективного планирования расходов, обеспечения единой информационной среды для всех участников комплекса "Безопасный город" и повышения контроля за исполнением поручений, косвенную экономическую эффективность от сокращения размера экономического ущерба, в том числе недополученных доходов бюджетов за счет гибели людей, увечий и травм людей при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, за счет материального ущерба, рассчитываемого как сумма прямого и косвенного ущерба от происшествий и чрезвычайных ситуаций;
контроль миграционных движений, включая снижение доли иностранных граждан, находящихся на территории Кировской области с нарушением установленного порядка пребывания.
Целевые значения по каждому из указанных критериев эффективности устанавливаются:
для органов местного самоуправления - Губернатором Кировской области с учетом текущего положения и ресурсов конкретного муниципального образования;
для органов государственной власти - главным координатором (Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) с учетом текущего положения и ресурсов Кировской области.
11. Финансирование комплекса "Безопасный город".
Финансирование и ресурсное обеспечение мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город" будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Кировской области и бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников, выделяемых и привлекаемых для построения и развития комплекса "Безопасный город". Финансирование указанных мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Кировской области.
Муниципальные образования в рамках этих мероприятий вправе привлекать внебюджетные источники финансирования при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечении гарантий соблюдения государственных интересов.
Частные инвестиции будут направлены на построение и развитие коммерческих сервисов, использующих инфраструктуру, создаваемую в рамках построения и развития комплекса "Безопасный город".
Привлечение средств внебюджетных источников основывается на принципе добровольности финансирования организациями мероприятий по построению и развитию комплекса "Безопасный город". Заинтересованность организаций в финансировании этих мероприятий выражается в том, что они могут получить реальный экономический эффект от реализации коммерческих услуг в составе комплекса "Безопасный город".
В качестве механизмов привлечения внебюджетных средств может использоваться инвестиционный налоговый кредит, государственно-частное партнерство и иные виды государственной поддержки.
Основаниями для предоставления инвестиционного кредита могут быть проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов оборудования для целей обеспечения комплексной безопасности среды обитания, выполнение организацией особо важного заказа в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания или предоставления особо важных услуг населению.


------------------------------------------------------------------